Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

          

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы

Школьный округ

Выпускники                  

Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

ДОКЛАД

НА ЗАСЕДАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

НА ТЕМУ:

«ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Подготовила

заместитель директора по УВР

Сааг Т. В.

 

2006 год.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учет особенностей учащихся класса:

  • уровень класса;
  • отношение учащихся к предмету;
  • темп работы класса;
  • сформированность ЗУН;
  • отношение к разным видам учебной деятельности;
  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
  • общая дисциплина учащихся.

2. Учет индивидуальных особенностей:

• тип нервной системы;

• коммуникативность;

• эмоциональность;

• управление восприятием нового материала учащихся;

• умение преодолеть плохое настроение;

• уверенность в своих знаниях, умениях;

• умение импровизировать;

• умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА

И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.

7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

10. Проверка оборудования и ТСО.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированное™; определение объема и форм домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:

• дидактическая цель и задачи урока;

• тип, структура урока;

• общие методы, приемы работы учеников;

• средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

• формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

• новые понятия, законы и способы их усвоения;

• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

• проблемные и информационные вопросы;

• варианты решения проблемы;

• варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

• конкретные умения и навыки для отработки;

• виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

• способы «обратной» связи с учащимися;

• фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

• что повторить и приготовить к уроку;

• творческая самостоятельная работа;

• объем и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

• мысленное воспроизведение основных этапов урока;

• воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

• стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

• хорошее знание материала;

• бодрое самочувствие;

• продуманный план урока;

• чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

• правильный выбор методов обучения;

• разнообразие методов обучения;

• занимательность изложения;

• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;

  • богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

• рыхлая композиция урока;

• скованность движений;

• неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

• однообразие методов обучения;

• бесстрастный рассказ учителя;

• монотонность и сухость при изложении нового материала;

• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Самооценка урока учителем.

17. Пути совершенствования урока.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ШКОЛЕ С РАЗНОУРОВНЕВЫМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:

• источник знаний;

• характер познавательной деятельности ученика;

• руководящая роль учителя;

• степень активности ученика;

• возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

• условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы

догматический - приобретение знаний в готовом виде.

эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).

исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

• словесные, наглядные, практические;

• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

• репродуктивные, проблемно-поисковые;

• методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивации:

• методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

• методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

• устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

• письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

• методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

• классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

• различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

• деление самостоятельных работ по способу организации (обшеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

8. Многообразие методов

Словесные методы:

объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

10. Методы обучения являются

инструментом развития учащихся, если:

  • способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
  • формируют у учащихся потребность в новом знании;
  • направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
  • ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
  • обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;
  • содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;
  • создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

11. Методы обучения на уроке должны соответствовать:

  • задачам урока;
  • характеру и содержанию учебного материала;
  • уровню ЗУН учащихся;
  • материальному обеспечению урока;
  • личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;
  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
  • бюджету времени.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УВП

В классах возрастной нормы (общеобразовательного уровня) обучаются дети, умственное развитие которых соответствует их физическому возрасту. Интеллектуальные способности таких детей, как правило, соответствуют среднему уровню. Это вполне благополучные ученики. Они умеют слушать, хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети способны быстро и своевременно концентрировать, переключать и распределять внимание.

В классах повышенного (продвинутого) уровня обучаются дети, имеющие высокую психологическую и социальную готовность к обучению в школе. Они хотят учиться, осознают важность и необходимость учения, адекватно и организованно ведут себя в различных ситуациях. У детей данной группы нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопро-изношении, речь правильна и содержательна. Они достаточно хорошо ориентируются в пространстве, обладают обширным объемом зрительного восприятия. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности.

К классам этого типа относятся гимназические, лицейские, профильные классы, классы, в которых углубленно изучаются отдельные предметы. Также в нашей школе к этой категории можно отнести классы двуязычного образования (программа «Школа завтрашнего дня»), в которых идет изучение нескольких предметов на двух языках. Основными особенностями работы с этими детьми следует считать следующие:

• сокращение объемов домашнего задания из-за большой нагрузки в течение учебного дня и, как следствие, подбор таких форм уроков, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс;

• повышенное внимание педагогов к изучению русского языка и русской литературы, истории и географии России;

• хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы у учащихся этих классов;

• умение детей работать с текстовыми заданиями (в том числе с учебником), с тестами;

• подбор технологий личностно ориентированного и индивидуализированного обучения.

В классах повышенного индивидуального внимания учатся дети с низким уровнем готовности к обучению в школе, нередко с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это педагогически запущенные дети с низким уровнем интеллектуальных способностей. Для них характерны нарушения фонетического строя речи, дефекты звуко-произношения, малый словарный запас, неэмоциональность речевого общения. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу, разрабатывать для них инструкционные карты и т.п.

В классы коррекции попадают дети с задержкой в умственном развитии, направленные медико-педагогической комиссией.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:

вводный;

• тренировочный;

• контрольный (проверочный);

• закрепление ЗУН;

• урок самостоятельной работы;

• урок с использованием ТСО и ЭВТ;

• урок практической работы;

• комбинированный урок;

• повторительно-обобщающий урок;

• урок повторения;

урок овладения ЗУН;

предметный урок (характерен для начальных классов).

ТИПЫ УРОКОВ ПО СВ. ИВАНОВУ:

вводный урок;

урок первичного ознакомления с материалом;

• урок образования понятий, установления законов, правил;

• урок применения знаний на практике;

• урок навыков (тренировочный);

• урок повторения и обобщения;

• контрольный урок;

• смешанный или комбинированный урок.

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ:

  • урок с разнообразными видами занятий;
  • урок в виде лекции; урок в виде беседы; урок-экскурсия;
  • урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи;
  • урок самостоятельной работы учащихся в классе;
  • лабораторные или другие практические занятия.

ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок освоения новых умений и навыков;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции ЗУН;
  • комбинированный урок.

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ:

  • комбинированный урок;
  • урок изучения новых знаний;
  • урок формирования новых умений;
  • урок контроля и коррекции знаний и умений;
  • урок практического применения знаний и умений.

ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ:

  • урок общего разбора темы и методики ее изучения;
  • комбинированное семинарское занятие;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок межпредметного обобщения материала;
  • урок-практикум.

ТИПЫ УРОКОВ ПО О.Г. ХАЗАНКИНУ:

  • урок-лекция по всей теме;
  • урок решения ключевых задач;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет.

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:

Типы уроков

Виды уроков

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)

• Урок-лекция;

• урок-беседа;

• урок с использованием учебного кино-, видеофильма; • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного)

  • урок самостоятельной работы (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);
  • урок - лабораторная работа;
  • урок практических работ;
  • урок-экскурсия;
  • урок-семинар

Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН)

• Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

• письменная проверка;

• зачет;

• зачетные и лабораторные работы;

• контрольная (самостоятельная) работа;

• смешанный урок (сочетание трех первых видов)

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидактических задач

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:

  • ролевые игры;
  • исполнение сказочного сюжета;
  • урок фантазирования;
  • деловая игра;
  • урок взаимообучения;
  • круглый стол или конференция;
  • пресс-конференция;
  • урок открытых мыслей;
  • урок-соревнование;
  • урок-КВН;
  • урок-викторина;
  • игра «Следствие ведут знатоки»;
  • аукцион знаний;
  • урок-диспут;
  • урок-турнир;
  • урок - эврика;
  • игра «Волшебный конверт»;
  • межпредметный интегрированный урок;
  • урок-конкурс;
  • урок творчества;
  • математический хоккей;
  • урок-спектакль;
  • смотр знаний;
  • урок-игра;
  • урок-зачет;
  • урок-путешествие; урок-состязание,
  • урок взаимообучения;
  • урок-восхождение;
  • урок-диалог;
  • мозговая атака;
  • урок-брифинг;
  • актуальное интервью;
  • имитационно-ролевое моделирование;
  • моделирование мышления учащихся;
  • ролевая деловая игра;
  • урок-лекция:

- проблемная;

- визуальная;

- лекция вдвоем;

- пресс-конференция;

- лекция-конференция;

- лекция-провокация;

- лекция-диалог.

Достоинства классно-урочной системы:

• равномерное прохождение учебного материала в строгой логичной последовательности в рамках отведенного времени;

• четкая организованность учебной работы;

• планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учеников;

• возможность знания друг друга учеником и учителем;

• чередование труда и отдыха способствует ритмичности и четкости работы;

• обеспечение развития каждого ученика и необходимых отношений с коллективом.

Недостатки классно-урочной системы:

• сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

• ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие интеллектуальные способности;

• трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников;

  • ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
  • усреднение темпа прохождения материала.

Недостатки традиционного урока:

1. Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение - закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.

2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.

3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается).

4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

Дидактические требования к современному уроку:

1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.

4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.

5. Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий для успешного учения учащихся.

СТРУКТУРЫ УРОКОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Урок изучения нового материала

1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

2. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

4. Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).

5. Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

6. Контроль результатов первичного запоминания.

7. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе с дифференцированными заданиями.

8. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

9. Частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок формирования умений и навыков

1. Постановка цели урока.

2. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.

7. Тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Итог урока.

11. Задание на дом.

Урок закрепления и развития ЗУН

1. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.

2. Воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполненных работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если необходимо).

Урок контроля и коррекции ЗУН

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях.

3. Проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос.

4. Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа.

5. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос.

6. Применение учащимися знаний, практические задания.

7. Выполнение комплексных творческих работ.

8. Итоги урока.

9. Задание на дом.

Урок проверки знаний

1. Организация начала урока. Создание спокойной и деловой обстановки. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность учащихся к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться и контролироваться, напоминание о соответствующих правилах и использовании их в работе. Напоминание о требовании, что учащиеся сами проверяют работы.

3. Изложение контрольной или проверочной работы. Задания по объему и сложности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Выбор учителем хороших работ, анализ допущенных ошибок в других работах и организация работы над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения. Совершенствование ЗУН.

Урок обобщения и систематизации знаний

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

3. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания, постановка целей урока.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических умственных умений.

4. Изучение нового материала, в том числе объяснение.

5. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными.

7. Подведение итогов и результатов урока.

8. Задание на дом.

9. Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz