- Анализ ситуации: одарённый
(способный) ребёнок в массовой школе.
- Разработка дополнительных
мер, позволяющих скоординировать действия учителей-предметников
в работе с учащимися, имеющими особые успехи в обучении.
Ответьте,
пожалуйста, на вопросы:
- Какого ребёнка можно
назвать одарённым?
Исходя из
реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности
знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся
педагогический коллектив должен в своей работе опираться на
социальный заказ. Первыми заказчиками выступают родители. Им нужно,
чтобы школа была хорошей и сильной. Анализируя запросы родителей,
можно создать некий образ школы, в которую им бы хотелось определить
своего ребёнка неординарного, способного ребёнка:
- Это школа, где хорошо учат по
всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные
вузы России;
- В этой школе должны быть
порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные
и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
- Школа должна давать
современное образование;
- В хорошей школе уважают
личность ребёнка, с ним занимаются не только на уроках, но и в
системе дополнительного образования;
- Дети должны учиться в
красивой, уютной школе;
- С хорошей школой жаль
расставаться и ученикам и родителям.
При раскрытии
проблемы одаренности особую важность приобретает определение
источников одаренности - продукт самой природы или закономерный
результат воспитания.
Выявление
одарённых детей должно проводиться уже в начальной школе на основе
наблюдения, общения с родителями, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления, поэтому именно в
этом звене должны работать специалисты высочайшего класса.
Работа с
одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие
должно стать одним из важнейших аспектов деятельности. Необходим как
можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей.
Процесс выделения
одаренности многогранен.
1 этап –
анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении
одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2 этап –
диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится
индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей
ребёнка.
3 этап – этап
формирования, углубления и развития неординарных способностей
ребёнка приходится на старшую школу.
Ученые В. Майкл,
К. Теллор, 3. Кларк и др. обращают внимание на академическую
одаренность как особую склонность в какой-то области научного
знания.
Прослеживаются два
основных направления:
1. Перемещение
центра тяжести от понимания одаренности как однофакторного явления к
раскрытию структуры одаренности.
2. Переход от
ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам
одаренности: творческой, лидерской, художественной и т.д.
Это связано с тем,
что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на
людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать
новые задачи.
Независимо от
того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи
с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают
педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.
Обучающиеся
диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды
деятельности;
- доминирование правого или
левого полушария;
- сила интуиции;
- вы лидер?
- вы считаете себя гением?
- что вам нравится (карта
интересов)?
- диагностика задатков и
склонностей личности (по В.П. Симонову);
- поведенческие характеристики
одаренных детей.
Диагностируются также
учителя на склонность к работе с одаренными детьми.
В настоящее время
созданы образовательные программы для работы с одаренными детьми.
Цели
и задачи этих программ:
- предусмотреть степень и меру
самораскрытия одаренных учащихся, умственное,
эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия
учащихся;
- удовлетворение потребности в
новой информации (широкая информированность);
- коммуникативная адаптация;
- помощь одаренным учащимся в
самораскрытии (их творческая направленность);
- самопрезентация в отношениях.
В программах отражены
различные формы работы с
одаренными детьми:
- гибкий и мобильный
учебный план;
- независимое продвижение
при изучении отдельных предметов;
- планирование и принятие
решений самими учениками;
- конструирование учебного:
плана на базе интересов учащихся;
- маневренные блоки и т.д.
Требования к
содержанию программ для одаренных школьников:
- выходить за рамки
общепринятых программ;
- учитывать специфику интересов
учащихся;
- соответствовать их стилю
усвоения знаний;
- не ограничивать стремление
детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы
специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
- предусматривать детальное,
углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
- давать возможность
приобщаться к новой информации, прививать стремление к
приобретению знаний;
- предусматривать развитие
продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения;
- поощрять инициативу детей, их
самостоятельность в учебе и развитии.
Содержание программы
должно отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом
стимулирования исследовательской деятельности.
При обогащении и
реализации образовательных установок следует учитывать тип нервной
системы:
1)
адекватный, с избирательной
доминантностью (преобладанием) правого или левого полушария в
соответствии с решаемой задачей;
2)
левополушарный, или мыслительный, с
преобладанием функции левого полушария (прагматик, деловой человек);
3)
правополушарный, или художественный,
с преобладанием функции правого полушария («художник», «фантаст»).
Содержание
программы должно соответствовать этим типам. Педагогические
программы составляются с учетом опережения.
В образовательном
учреждении можно создать специальные классы и специальные группы, в
которых материал изучается ускоренным методом.
Учитель сам
составляет эти программы, причем эта работа ведется совместно с
родителями и учениками. I
В условиях класса со
смешанными способностями организуется контроль за развитием
познавательной деятельности одаренных школьников по следующим
направлениям:
- создание для ученика ситуации
успеха и уверенности;
- сотрудничество учителя и
ученика;
- возможность выбора учеником
уровня сложности и трудности контрольного задания;
- возможность выбора учеником
формы контрольной процедуры;
- учет временного фактора в
зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
- использование форм контроля,
позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
- тематический учет знаний;
- использование метода малых
групп;
- логическая обусловленность
своевременности контроля;
- гарантирование ученику права
на повышение оценки;
- использование на начальном
этапе безоценочного контроля;
- принцип гуманизации при
осуществлении контроля;
- поощрение ученика;
- соответствие целей
контроля целям учебно-воспитательного процесса.
Наиболее
практичны: тестовый контроль, контроль-коррекция,
алгоритмизированные элементы контроля.
Контроль должен быть
четким, целенаправленным, состоять в сличении результатов с заданным
образцом развития.
Для работы со
способными детьми необходимо составить банк данных об учащихся,
обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных
предметов, соотнести данные результаты с результатами диагностики
психолога, социолога.
Провести тестирование
учителей на склонность к работе с одаренными детьми. На педсовете
утвердить программы по работе с одаренными детьми, назначить
кураторство по работе с разновозрастными группами академической
одаренности учащихся, определить виды контроля за выполнением
образовательных программ для одаренных учащихся, их
исследовательской деятельностью.
Самое главное -
создать условия для тех учащихся, которые определились с
программами.
После определения
темы самостоятельной работы одаренных учащихся сами учащиеся
определили и формы контроля:
- заслушивание по блокам,
связанным с темами программы на уроках (первый выход на
аудиторию);
- включение в конкурсы,
олимпиады, интеллектуальный марафон;
- отчет об исследовательской
деятельности на школьной конференции (март-апрель).
Требования, которые необходимо предъявлять к
учителю, работающему с одарёнными и способными детьми:
Учитель должен быть:
- непременно талантливым;
- способным к
экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным
и эрудированным;
- владеть передовыми
педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и
умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях
человеческой жизни.
При работе с
одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы,
т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные
способности учащихся;
- работать по специальному
учебному плану;
- работать дифференцированно,
осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные
психолого-педагогические решения;
- анализировать свою
учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы
для коллективных творческих дел;
- регулировать и улаживать
конфликты;
- уменьшать стрессы учащихся.
Учителя оказывают
постоянную помощь в оформлении работ.
Эта работа
продолжается и с родителями: родительские собрания, родительские
дни, консультации родителей с психологом, социологом школы.
Рекомендации учителям
и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и
умения самостоятельно получать знания:
- не занимайтесь
наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не
давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны
заниматься;
- не сдерживайте инициативы
детей и не делайте за них то, что они могут сделать
самостоятельно;
- научите учеников
прослеживать межпредметные связи и использовать знания,
полученные при изучении других предметов;
- приучайте детей к навыкам
самостоятельного решения проблем, исследования и анализа
ситуации;
- используйте трудные
ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область
приложения полученных навыков в решении задач;
- помогайте детям научиться
управлять процессом усвоения знаний;
- подходите ко всему
творчески.
Много времени
коллектив учителей должен будет уделять координации деятельности по
работе с одаренными учащимися через методический совет, на котором
должны обсуждаться следующие вопросы:
- создание программы «Одаренные
дети»;
- утверждение планов работы;
- разработка
научно-практической конференции для учителей «Современные
технологии обучения»;
- итоги выполнения программ;
- утверждение графика олимпиад,
составление интегрированных заданий;
- анализ результативности
работы с одаренными учащимися;
- вечера творчества;
- творческие конференции для
учащихся.
Педсовет:
1.
Организация активной познавательной
деятельности.
2.
Психолого-педагогическая поддержка
одаренного ученика.
3.
Итоги выполнения программы «Одаренные
дети».
Помощь учителю:
а)
создание индивидуальных программ;
б) семинар
«Технология деятельности ученика»;
в)
семинар «Исследование общих и
специальных способностей учащихся»;
г)
семинар «Учебное и научное
исследование»;
д)
семинар по
эмоционально-положительному фону обучения;
е)
индивидуальная помощь психолога и
социолога учителю.
Результативность
работы в течение года анализируется на:
а)
совещании при директоре;
б)
методических объединениях;
в)
административном совещании;
г)
педсовете.
Некоторые правила,
составляющие основу личного плана учителя по развитию
старшеклассников:
- поставьте перед собой
конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный
результат, которого вы хотите достичь.
- Будьте довольны скромным
прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный
прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений
данного человека к делу.
- Будьте готовы учиться у
других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это
позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит
ваш авторитет в их глазах.
- Учитесь на своих неудачах.
Если вы не правы, будьте готовы признать это.
- Помните, что своим развитием
управляете главным образом вы сами. Вы должны отвечать за ход
вашей собственной жизни.
Важность и
актуальность решения проблемы выявления и развития и
высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить, При всех
существующих трудностях в системе общего среднего образования
сегодня открываются новые возможности для развития личности вообще и
личности одаренной в частности.
Решение.
- Продолжить работу учителей по
проблеме «Работа с одарёнными и способными детьми».
- Скоординировать действия
учительского коллектива по выявлению одарённых детей, создать
банк данных учащихся, прогнозированию их возможностей,
разработке индивидуальных образовательных траекторий детей с
высокой познавательной мотивацией.
- Сроки – в течение учебного
года и далее.
- Координатор – заместитель
директора по УВР Сааг Т. В.