Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

          

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы

Школьный округ

Выпускники                  

Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

Арт - технологии

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний.
Система образования всегда находится в фокусе общественного внимания, и любое ответственное правительство стремится к её усовершенствованию. Однако, по мере того, как повышаются образовательные стандарты и возрастает учебная нагрузка. Неудивительно, что в большинстве школ сейчас у преподавателей не ни сил, ни времени, чтобы заниматься проблемами отдельно взятого ученика. Поэтому занятия по арт-технологиям могли бы быть эффективны для стабилизации психологического микроклимата общеобразовательной школы, потому что психологическая помощь ученикам позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития. Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь детям и подросткам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать выводы.
Цель:
Познакомить педагогов с возможностями арт-технологий в системе общего образования и арт-терапевтическими техниками, выступающими в качестве эффективного средства помощи учащимся в стрессовых ситуациях.
Задачи:
1)Дать определение арт-терапии.
2)Составить возможный план проведения групповых занятий по арт-терапии.

Понятие «Стресс».
Стресс – модное слово. Оно стало популярным после опубликования в 1936 году книги Ганса Селье. В ней стресс определяется как специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение, затраченные усилия («стресс» дословно с английского переводится как «напряжение»). Чрезмерные усилия могут приводить к ухудшению здоровья, нарушению нервной системы. Поэтому после опубликования теории Селье, стали говорить о необходимости свести количество стрессовых ситуаций к минимуму из-за их разрушительного воздействия на здоровье человека. Однако был выявлен следующий интересный феномен, получивший в медицине красноречивое название «болезнь достижений». Она возникает в том случае, когда человек добивается чего-то очень важного, например, защищает диссертацию, и позволяет себе расслабиться и отдохнуть достаточно долгое время. Признаки те же самые, что при стрессе: изменение сердечного ритма, нарушение сна, появление чувства неудовлетворенности. Все эти факты показывают, что отношение к нагрузкам не может быть однозначно отрицательным. Стресс возникает не только при чрезмерных нагрузках, но и при их отсутствии.
У детей наблюдаются совершенно различные причины стресса: проблемы в семье, детские страхи, перегрузки и т.д.
У подавляющего большинства младших школьников основная причина стресса – резкий переход из условий детского сада в условия общеобразовательной школы.
У младших подростков стрессовые ситуации вызывают проблемы взросления, взаимоотношения со взрослыми, со сверстниками, другими словами, проблемы переходного возраста.
Старшеклассники, особенно выпускники, испытывают стресс в связи с предстоящими экзаменами.

Формы и суть арт-технологий.

В последнее время все чаще в школах стали применяться методы арт- технологий. По сути, в рамках учебного заведения проводятся сеансы лечения психических расстройств у детей. Проводить их призваны не врачи-психотерапевты, а педагоги и психологи. Тем не менее, такое психологическое воздействие называется арт-терапия. Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца),
библиотерапия,
фототерапия.
С помощью различных форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и положительное воздействие. В истории арт-терапии не зафиксировано ни одного случая отрицательного результата лечения.
Изотерапия в работе с детьми.
При работе с изобразительными материалами предлагается детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Тексты инструкций к упражнениям.

■ «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок.
Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».
■«Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».
■«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
■«Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
■«Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше
(в каком-то определенном возрасте или вообще)».
■«Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».
■«Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон».
■«Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».

■«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
■«Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
■«Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый - сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить - не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».
■«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.
В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Пример из практики: «Удивительное решение»
Иногда применение изотерапии дает неожиданно быстрый положительный результат.
В семье ребенка 7 лет в течение короткого времени произошел ряд событий: развод родителей, переезд, раздел имущества, поступление в I класс школы.
Мама привела мальчика с жалобами на страхи темноты, ему казалось, что по полу бегают роботы, монстры и могут его поймать. Поэтому он очень боялся ходить по полу, и маме приходилось переносить его по комнате на руках.
На предложение изобразить этих роботов на бумаге мальчик с радостью согласился и нарисовал их несколько штук. На вопрос психолога о том, что дальше с ними делать, ребенок ответил, что рисунок надо положить в раковину и включить холодную воду;
далее на вопрос психолога о том, когда это надо делать и кто это будет делать, ребенок ответил — «сейчас», подбежал к раковине, положил рисунок и включил холодную воду. На вопрос, сколько времени рисунок должен находиться под водой, мальчик ответил: «Пока эти роботы не прилипнут к нему, добавив, что это будет недолго. Через несколько минут, мальчик выключил кран, достал рисунок и положил его на подоконник, сказав: «Пускай рисунок полежит здесь и, когда он совсем высохнет, роботы окончательно прилипнут и ко мне больше не придут, а рисунок пусть останется здесь, можно даже его потом выбросить».
На этом занятие было закончено, и психолог попросила маму прийти через некоторое время, рассказать о результатах. Через несколько дней мама сообщила, что страхи у ребенка исчезли, он теперь самостоятельно передвигается по комнате.

Сказкотерапия.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых: Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителе информации:
1) о жизненно важных явлениях;
2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
5) какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
6) как приобретать и ценить дружбу и любовь;
7) какими ценностями руководствоваться в жизни;
8) как строить отношения с родителями и детьми;
9) как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Принципы психологического анализа сказок
При проведении психологического анализа сказок психологу следует придерживаться трех основных принципов.
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип позволяет воспринимать мир, представленный в сказке, целостно, безоценочно.
2. Принцип объективности. Рекомендуется рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани».
3. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью — формированием перспективных задач психологической работы с клиентом.
Схема психологического анализа сказок
Для того чтобы составить схему психологического анализа сказки, необходимо выделить ключевые характеристики сказки.
Ключевые характеристики сказки таковы:
1) энергоинформационное поле сказки;
2) основная тема сказки;
3) сюжет сказки;
4) линия главного героя;
5) символическое поле.

Основная тема
Основная тема — это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает».
Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье, тема личностного роста и т.д.
Факторы эффективности сказкотерапии.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
2) отсутствие четких персонификаций;
3) образность и метафоричность языка;
4) психологическая защищенность;
5) наличие тайны и волшебства.
Отсутствие дидактики
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, — это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Отсутствие четких персонификаций
Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Или, например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действо немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Пример из практики: «Невкусный колобок»
На прием пришла мама с дочкой 4 лет. Она жаловалась на «отвратительное поведение девочки, которая в тот момент, когда мама ругается на нее, залезает на подоконник и грозится выброситься из окна, объясняя, что, когда ее не будет, маме станет без нее хорошо».
Со слов мамы: ребенок нежеланный, нелюбимый. Маму пугает поведение дочки, и она не знает, что делать. Участковый врач порекомендовал обратиться к психологу.
После проведения психологического консультирования с мамой (пять встреч) была проведена сказкотерапия (совместно мамы и дочки).
При первой встрече — девочка общительна, быстро входит в контакт, речь чистая.
Было предложено вспомнить самую любимую сказку и поиграть в нее. Этой сказкой оказалась сказка «Колобок». Девочка распределила роли следующим образом: мама-колобок, она-лиса, психолог- наблюдатель. Затем девочка много раз проигрывала финальный эпизод сказки, как лиса съедает колобка, в течение 30 минут. После очередного проглатывания колобка девочка обратилась к психологу со словами: «Колобок мне уже надоел, хочется чего-нибудь другое съесть, может быть, у вас есть хотя бы одна печенька». Печенье нашлось. После того как печенье было съедено, мама с дочкой ушли.
Через месяц мама сообщила, что поведение дочки значительно улучшилось, и девочка перестала пугать маму своими поступками. Еще через полгода, по моей просьбе, мама с девочкой пришли ко мне на профилактический прием. Жалоб на поведение дочки предъявлено не было.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.
Большие успехи достигнуты в лечении детей с различными видами психических расстройств. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние ребенка, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний. Музыка помогает ему расслабиться.
Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу.
Общие принципы работы
Музыка на занятиях с учениками и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей:
1)позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
2)помогает установить контакт между психологом и ребенком;
3)помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
4)повышает самооценку;
5)способствует реагированию чувств;
6)помогает пережить катарсис;
7)способствует установлению и развитию межличностных отношений;
8)формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах;
9)улучшает речевую функцию;
10)помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах;
11)непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;
12)увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;

Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях – вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека. Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного.

Наибольший эффект психологического воздействия и снятия стрессовой ситуации может оказать сочетание двух или более методов арт-технологии.
Такое сочетание более всего подходит для учащихся выпускных классов.

Особенности учащихся выпускных классов

Учеба в выпускном классе – достаточно важный период в жизни выпускника.
Именно в это время перед подростком встает проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах, возможностях. Даже в случае если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно ещё доказать свое право на него, выдержав определенную конкуренцию. Для будущего выпускника необходимо знать о том, что из себя представляют выпускные и вступительные экзамены, какие проблемы с ними связаны.
Конечно же, экзамены – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. В зависимости от того, как ведут себя старшеклассники в тревожных ситуациях перед предстоящими экзаменами, всех ребят можно разделить на две группы. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации, дочитывают разделы книги, припоминают вопросы, они готовы активно отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. Другие суетливо листают учебник, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, слушают тех, кто уж сдал экзамен, и убеждают себя, что ничего не помнят, не знают. Эти ребята заранее предчувствуют поражение. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать его успешно, но дополнительные вопросы, или ощущение, что хотя бы один вопрос неизвестен, приводит к катастрофе – они забывают даже то, что знали.
На первый взгляд может показаться, что эти две группы различаются степенью своей эмоциональности, но если бы это соответствовало действительности, физиологические изменения (частота пульса, кровяное давление) у второй группы были бы несравнимо выше, чем у первой. Однако, это не так. Показатели почти не отличаются в процессе самого экзамена, но зато существенно различаются после его окончания. У представителей первой группы они приходят в норму буквально через 10-15 минут, у вторых эти показатели не снижаются, а продолжают нарастать после экзамена, независимо от результатов. Медики и психологи пришли к выводу, что причина возникновения невротических тревожностей у данных ребят кроется в том, что экзамен затрагивает более глубинные пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это – проверка на право чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ. При этом не играет роли даже «объективный результат» – полученные отметки. Хорошая оценка объясняется «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда. Экзамен оказывается поводом еще раз убедиться в собственной несостоятельности. Формируется замкнутый круг: прошлые неудачи – сходный тип реагирования на них – новая неудача – закрепление способа реагирования – так и накапливается груз неудач.
Предоставить возможность выбора не означает оставить подростка один на один с проблемой. Ему, конечно, нужна помощь.
Если у подростка появится опыт анализа ситуации неуспеха, без самобичевания и обвинения, а лишь с признанием, что данная попытка не удалась, но дать движение, а не бездействие, возможно, это окажется более важным для будущей жизни, чем успех на экзаменах. Ведь экзамен – это всегда лотерея. Быть уверенным в его результате невозможно. Эта непредсказуемость и является тревожащим фактором.
Что облегчает принятие решения? Уверенность в своих силах, в собственной состоятельности. На этой стадии подростку лучше всего поможет обсуждение, прояснение вставших перед ним проблем.
Поэтому в системе общего образования среди учащихся 11-х классов могут быть с успехом использованы методы арт-технологий, выступающие в качестве эффективного средства помощи выпускникам. На занятиях учащиеся через творчество в свободной форме смогут:

лучше понять свои проблемы;
выяснить, что их интересует больше всего в данный момент
осознать, чего они хотят добиться;
выявить сферу своей наибольшей успешности;
повысить уверенность в своих силах, укрепить чувство собственного достоинства;
найти запасные варианты в случае неуспеха;
обсудить возможные последствия неудачи и другие варианты достижения цели.
«Надеяться на лучшее, но быть готовым ко всему» – вот слова, которые могут стать девизом жизни в предэкзаменационном классе.

План проведения занятий по арт-терапии со старшеклассниками.
Этапы
Средства и форма работы
Результаты
I.
Диагностика тревожности

Данные методики, которые необходимо обработать и проанализировать.
II.

1.

2.

3.

5.

6.

7.
Занятие в группе с использованием арт-терапевтических техник
Техника «10 рисунков»

Техника «5 вопросов – 5 ответов»

Техника «Креативный рассказ»

Работа с собственным именем

Техника «Коллаж»

Заключительное занятие в группе. Подведение итогов. Получение обратной связи от участников.

Снятие напряжения.

Постановка цели в виде образа и чувства на конкретный промежуток времени.
Осознание своих резервов, перспектив, страхов через вербализацию.

Принятие себя таким, какой я есть.

Выявление доминирующих профессиональных интересов.

Снижение уровня тревожности.
III.
Повторная диагностика тревожности
Заключительные данные

Содержание
Введение
Понятие «Стресс»
Формы и суть арт-технологий:
- изотерапия в работе с детьми,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия.
Особенности учащихся выпускных классов
План проведения занятий по арт-терапии со старшеклассниками
Заключение
Библиография

Библиография.
1)Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» - С.Петербург, 2006
2)Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». – Москва,1988.
3)А.И. Копытина «Хрестоматия по психологии» – изд. «Питер»,2001
4)Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер»,2001.
5)Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». – Москва, 1993.
6)Грехова А.В. «Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе». – Москва, 1997.
7)Глухова Т.Г. «Арт-терапия. Методические рекомендации» -Самара, 2004.

Мне на месте не сидится. Мне — бежится! Мне кричится! Мне — играется, рисуется, лазается и танцуется! Вертится, ногами дрыгается, ползается и подрыгивается! Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачется, ерзается и поется, падается и встается! Лично и со всеми вместе к небу хочется взлететь! Не сидится мне на месте… А чего на нем сидеть?! стихотворение Р. Рождественского «Алешкины мысли».

И как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка (подростка), чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры; сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».
И так, что же такое воспитание в современных условиях?
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.
Сегодня можно сформулировать ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.
Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулировании его дальнейшего позитивного разностороннего развития, принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.
Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.
Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры
воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не
мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).
Педагогика свободы приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях
поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных
формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и
нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.
Суть современного воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции — своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение — категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей — политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.
Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации...
Смысл, основная идея современного образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности...
Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».
Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная: он становится естественным, принимаемым и желанным СОучастником детской жизни.
В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением».
Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается меж людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогового общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель - воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д. Сюда же можно отнести идею много- (или мульти-) культурного воспитания.
И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях.
Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.
Необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа — островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.
Современные направления воспитания:

Патриотическое

социальное

гражданское

духовно – нравственное

эстетическое

физическое

экологическое

интернациональное

экономическое

здоровьесберегающее

В педагогический лексикон возвращаются понятия «патриотизм», «гражданственность», «духовность», «нравственность». Воспитание все чаще провозглашается приоритетом №1, имеющим государственную и общественную ценность.
Мы идем в ногу со временем. Нашей школой решаются задачи по формированию гражданского самосознания учащихся (патриотизм, национально – культурные ценности, правовую культуру, основы безопасности жизнедеятельности), по формированию потребностей в здоровом образе жизни у 85% учащихся посредством реализации программы «Здоровье».
Поэтому сегодня предлагаются для обсуждения следующие вопросы:
Гуманистическое воспитание через общение
Применение арттехнологий в учебно – воспитательном процессе в целях профилактики стрессовых ситуаций у детей школьного возраста
Использование психологических форм работы во внеурочное время
Патриотическое воспитание как одно из основных направлений в формировании гражданского самосознания учащихся
Формирование активной гражданской позиции, обеспечивающей социальную компетенцию школьников, через участие в конкурсе социально значимых проектов «Гражданин»
Стимулирование здорового образа жизни, используя здоровье сберегающие технологии
Школа как воспитательная система
Мониторинг и диагностика в воспитательном процессе

Одним из критериев воспитательной работы является использование диагностики и мониторинга. Классные руководители нашей школы применяют в своей работе, но чаще всего это никак не отражено в планах воспитательной работы.
Воспитательная работа классного руководителя должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях», - так писал К.Д. Ушинский. Воспитание и обучение необходимо строить на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Классному руководителю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить особенности коллектива. Изучение личности учащихся и ученических коллективов является не самоцелью, а лишь весьма важным и крайне необходимым средством в деле воспитания и обучения учащихся.
«Диагностика» - греч. слово означает «способный распознавать». Диагностику в педагогике определяют как «педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими». Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. В результате через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим можно выделить 3 типа диагностики в работе классного руководителя: начальная; корректирующая (текущая); обобщающая (итоговая).
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или году, классный руководитель изучает уровень развития личности ученика и классного коллектива. Можно отметить три основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников.
При втором - классный руководитель изучает не только учеников, но и сам ко

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz