Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

Тема. Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по правописанию гласных е- и в корнях с чередованием.

Задачи: 1. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.

2. Повторить правописание букв о – а в корнях с чередованием.

3. работа по развитию связной речи учащихся при ответе на лингвистический вопрос.

4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, сигнальные карточки «Е», «И», домашнее задание Незнайки.

Оформление доски:

  1. Число.
  2. Классная работа.
  3. Тема урока «Буквы е – и в корнях с чередованием».
  4. неразб…риха

    отм…ранние

    бл…стательный

    обт…ранние

    выч…тание

    заж…галка

  5. «Четвёртое лишнее»
  1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…рать
  2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть
  3. Л…са, бл….стят, см…треть, гл…зок
  4. Соб…рать, сд…ру, выт…рать, зам…рать
  5. Зап…реть дверь, выт…реть стол, прим…рять платье, зам…реть от испуга
  6. Соб…раться в дорогу, изл…гать мысли, разв…вается на ветру, выр…щенный в теплице.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Оформление тетрадей.
  2. Контрольный словарный диктант. Выделить окончания и указать вид глаголов.

    Выращивать цветы, помогать маме, располагаться возле станции, желтый крыжовник, рассчитывать на помощь, почуять запах гари, сделаться чёрствым, оказаться в растерянности, роскошные растения, провиниться перед отцом, сопровождать экскурсию по городу, наслаждаться игрой на рояле, сберечь время, услышишь шорох, ёж колюч, решишь много задач, пробирается из-за туч.

  3. Проверка домашнего задания.

    Устный опрос:

    - Дайте определение глагола.

    - Почему, когда мы говорим, что глагол – часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы что делать? и что сделать?, мы называем два вопроса, а не один, например, что делать? (Вопросы что делать? и что сделать? являются показателями вида глагола – совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?).

    - Только ли по вопросам можно различить, к какому виду относится тот или иной глагол? (По вопросу проще всего, но ещё глаголы разных видов отличаются и лексическим значением: глаголы совершенного вида говорят о результативности, завершении действия, например, построить, собрать, написать; а глаголы несовершенного вида указывают только лишь на процесс действия, обдумывание его, например, писать, строить, собирать и т.д. Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного видов отличаются и своим морфемным составом, т.е. у них разные суффиксы, например, крикнуть – кричать, завершать – завершить, или наличием – отсутствием приставок, например, сжечь – жечь, писать – написать. Суффиксы –ну-, -и-, наличие приставки указывает на то, что это глаголы совершенного вида.)

    - Ребята, а кто скажет, чем отличаются корни с безударной гласной, проверяемой ударением и корни с чередующимися гласными. (Безударную гласную в корне можно проверить изменив слово или подобрав такое однокоренное слово, где этот гласный будет под ударением, гласную в корнях с чередованием проверить ударением нельзя. В этих случаях всегда нужно применять правило)

    - Давайте с вами вспомним, с какими корнями, где есть чередующиеся гласные, мы уже познакомились. (-лаг- - -лож-, -раст- - -рос-, -бер- - -бир-, -тер- - -тир-, -дер- - -дир-, -пер- - -пир-, -стел- - -стил-, -мер- - -мир-)

    - От какого условия зависит выбор гласной в этих корнях? (В корнях –раст- - -рос- от последующих буквы или буквосочетания, а в корнях -лаг- - -лож-, -бер- - -бир-, -тер- - -тир-, -дер- - -дир-, -пер- - -пир-, -стел- - -стил-, -мер- - -мир- от суффикса, который стоит после корня, если после корня есть суффикс –а-, то будут писаться соответственно гласные а и и, если такого суффикса нет, то пишутся буквы о и е.)

    Молодцы.

    А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. (Запись №1)

    Жили-были две подружки,

    Симпатичные вполне,

    Две подружки-побегушки,

    Буква И и буква Е.

    Корни нескольких глаголов

    Рады были их принять, только нужно было знать,

    Как в них встать без лишних споров.

    Но подружки не ругались,

    Меж собой чередовались.

    Но это когда в глаголах, а теперь вот подружки запутались и никак не могут найти своего места. Ребята, давайте им поможем.

    Разбираем слова:

    неразб…риха

    отм…ранние

    бл…стательный

    обт…ранние

    выч…тание

    заж…галка

    Какой вывод можно сделать?

    - Чередование е-и свойственно не только глаголам, но и словам других частей речи с теми же корнями.

    2) Упр. 654.

  4. Устная работа с сигнальными карточками Е, И

    блестеть

    блистать

    запереть

    выберу

    забирать

    зажигательный

    зажечь

    протирать

    умирать

    расстелить

    выбирать

    вытирать

    вычет

    вычитание

    отмирающий

    протереть

    добираться

    расстилать

    умереть

    удирать

    прибирать

    растереть

    блещет

    блеснуть

    сдираю

    блистательный

    застелить

    поджигать

    собираю

    проблески

     

     

    - Найдите слово, соответствующее схеме

  5. Отработка умений и навыков. Повторение ранее изученного материала.

    Стук в дверь. Входит Незнайка.

    - Ребята, помогите! Я ничего не знаю! Ничего не понял!

    - Во-первых, здравствуй, Незнайка.

    -Здравствуйте.

    - Вот так уже лучше. А теперь объясни, что с тобой случилось, только не кричи, пожалуйста, и не спеши, а то ребята ничего не поймут.

    - Я опаздываю в школу…Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить. Помогите мне…пожалуйста.

    - Ну что, ребята, поможем? Показывай нам своё задание.

    - Вот оно. Нужно вставить буквы, раскрыть скобки, объяснить и обозначить орфограммы. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, но котором написано домашнее задание.)

    Б..рись дружно – (не) будет грузно.

    Всякий и(з,с)б…рает друга по своему нраву.

    Когда у человека есть друг, он всегда может оп…рет(?)ся на его плечо.

    Учащиеся объясняют орфограммы (1 человек у доски, работает фломастером)

    - Спасибо, ребята. Теперь я всё понял. Вы, ребята, настоящие друзья. Только это ещё не всё задание. Нужно ведь ещё объяснить вот эту запятую в третьем предложении. И зачем её тут поставили?

    Ребята объясняют с места, подчёркивают главные члены предложения.

    - А теперь я вам всем задам вопрос: как вы понимаете смысл написанных здесь пословиц. Кто ещё вспомнит пословицы о дружбе?

    Молодцы.

    - Как вы понимаете смысл слова грузно? Часто ли мы употребляем это слово в своей речи?

    - Сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Четвёртый лишний»

    (Запись №2)

    «Четвёртое лишнее»

    1) Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…рать

    2) Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть

    3) Л…са, бл….стят, см…треть, гл…зок

    4) Соб…рать, сд…ру, выт…рать, зам…рать

    5) Зап…реть дверь, выт…реть стол, прим…рять платье, зам…реть от испуга

    6) Соб…раться в дорогу, изл…гать мысли, разв…вается на ветру, выр…щенный в теплице.

    «Лишние» слова разбираем по составу.

    Избирать, запереть, блестят, сдеру, примерять, развевается

     

  6. Домашнее задание:

подготовиться к контрольному диктанту, повторить п. 106 – 112, упр. 657.

 

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz