Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

Оформление доски.

Число. Классная работа.

Исследование текста В. Непомнящего «Зачем нужна литература?»

  1. В чем по мнению автора, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе:

    а) развить творческие способности школьников;

    б) расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах;

    в) научить ценить художественное слово, развить литературный вкус;

    г) сформировать у школьников систему нравственных ценностей – основу национального самосознания.

  2. Определите тип и стиль речи:

    а) научно-популярный стиль, повествование;

    б) художественный стиль, описание;

    в) публицистический стиль, рассуждение;

    г) научный стиль, рассуждение.

  3. В предложениях 15-16 автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Выпишите их и объясните, зачем Валентин Непомнящий делает данные слова контекстуальными антонимами. Сначала найдите слова, а затем вам поможет словарь.

Створка:

Население – жители какого-нибудь места (страны, города).

Народ – 1. Население государства. 2. То же, что нация.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Задания для работы в парах.

  1. Признаки публицистического стиля в тексте (цель, лексика и её роль)
  2. композиция рассуждения. Подтвердите теоретические положения примерами из данного текста.
  3. Дайте определение и найдите в тексте: «синтаксический параллелизм», «разговорные синтаксические конструкции», «риторическое восклицание» (по одному примеру). Подумайте, зачем автор прибегает к ним и какова роль кавычек в предложениях № 11 и № 12.
  4. Дайте определение и найдите в тексте: «цепь вопросов», «цепь (ряд) однородных членов». Подумайте, зачем автор прибегает к ним и какова роль многоточий в тесте.
  5. Дать определение словам «самосознание», «этнобиологический», «феномен». Какова их роль в тексте?
  6. Дать краткую справку об Эйнштейне и Королеве. Зачем автор обращается к этим именам собственным?

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Оцените речевое оформление текста: укажите, какие средства языковой выразительности помогают автору изложить свою позицию ярко, эмоционально, убедительно. Приведите 2-3 примера из текста.

Рекомендации к письменной работе.

  1. Помни, что существуют три классических варианта начала сочинения: цитата, назывное или вопросительное предложение.
  2. Напиши, в чем убеждает нас автор текста.
  3. Скажи, как он это делает. НО! Избегайте прямолинейности в оценке роли художественных средств. Для этого используйте вводные слова и союзы: вероятно, можно предположить, словно, будто…
  4. Не забудьте о своей речи6 избегайте речевых и грамматических ошибок. Употребите сравнение, антитезу, эпитет, а также ! и ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Признаки публицистического стиля в тексте (цель, лексика и её роль)

Признаки публицистического стиля в тексте (цель, лексика и её роль)

Цель публицистического стиля – внушение читателю или слушателю определенных взглядов. Валентин Непомнящий убеждает нас в том, что литература призвана сформировать у школьников основу национального самосознания. Потому он и обращается к публицистическому стилю.

Общественно-политическая лексика и лексика, обозначающая понятия морали (культура, система ценностей, гуманитарное образование, традиции, пороки) говорит об актуальности проблемы на государственном уровне.

Использование терминов в переносном значении (тоже признак публицистического стиля) способствует эмоциональному воздействию на читателя и пробуждению в нем интереса к обозначенной проблеме.

  1. Композиция рассуждения. Подтвердите теоретические положения примерами из данного текста.

    Рассуждение строится по принципу «Тезис, доказательства (3), вывод». Тезисом, на наш взгляд, является следующее положение: феномен «русских мозгов» всем обязан гуманитарной основе нашего образования.

    Для доказательства используются слова Эйнштейна о Достоевском и слов неизвестного о Королеве, прямое утверждение, что русская культура поддержала нас в войну.

    Вывод: не читая русской классики, мы превращаемся в другой народ.

  2. Дайте определение и найдите в тексте: «синтаксический параллелизм», «разговорные синтаксические конструкции», «риторическое восклицание» (по одному примеру). Подумайте, зачем автор прибегает к ним и какова роль кавычек в предложениях № 11 и № 12.

    Синтаксический параллелизм – сопоставление предложений; сочетание двух или нескольких парных строк с одинаковой синтаксической конструкцией: «Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система нравственных ценностей?»

    Автор использует синтаксический параллелизм, чтобы уточнить значение слова культура, привлечь внимание читателя к нему. Может быть, даже определить культуру как систему нравственных ценностей.

    - Какое ещё средство художественной выразительности есть в этом примере?

    Анафора – повторение начальных слов. Анафора выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку – для Валентина Непомнящего важно найти ответ на повторяющийся вопрос.

    Разговорные синтаксические конструкции – это неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в них свободный. Автор вводит такое предложение «Да что там народ!», которое одновременно является риторическим восклицанием, с целью передать свое эмоциональное отношение к постепенной потере соотечественниками национального самосознания.

    Кавычки в предложениях №11 и №12 обозначают частичное цитирование. Так автор вступает в полемику с теми, чьи высказывания он приводит, чтобы в процессе этой полемики вернее убедить читателя в своей правоте.

     

  3. Дайте определение и найдите в тексте: «цепь вопросов», «цепь (ряд) однородных членов». Подумайте, зачем автор прибегает к ним и какова роль многоточий в тесте.

    Цепь вопросов – следование одного вопроса за другим. Валентин Непомнящий начинает текст тремя вопросительными предложениями, как бы приглашая читателя поразмышлять вместе с ним над обозначенными проблемами.

    Ряд однородных членов – два и более однородных члена, стоящих рядом: «Онегин», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Обломов». Он служит для того, чтобы показать богатства русской литературы, чтобы сделать акцент на мысли, как многое мы теряем, не прикоснувшись к сокровищнице русской классики.

    В тексте два многоточия. Первое, на наш взгляд, указывает на незаконченность ряда однородных членов, на неисчерпаемость богатств русской классики. Второе означает раздумье, продолжение поиска ответов на вопросы, заданные вначале.

  4. Дать определение словам «самосознание», «этнобиологический», «феномен». Какова их роль в тексте?

    Самосознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе. Национальное самосознание.

    Феномен – выдающееся явление или человек.

    Этнический – относящийся к какому-нибудь народу, его культуре.

    Биология – наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.

    Этнобиологический – автор вводит данную лексику, чтобы сконцентрировать внимание на общественном звучании проблемы.

  5. Дать краткую справку об Эйнштейне и Королеве. Зачем автор обращается к этим именам собственным?

Эйнштейн – американский физик, автор теории относительности.

Королев – русский физик, создавший космический корабль.

Валентин Непомнящий ссылается на слова Эйнштейна о Достоевском, чтобы подчеркнуть, что литература необходима и физику. Та же мысль подтверждается и высказыванием о Королеве: гуманитарное образование расширяет кругозор и приобщает к системе нравственных ценностей.

наверх

 

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz