Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

Тематическое планирование по литературе

10 класс

Число

Кол-во часов

Тема урока

Основное содержание урока

Опорные понятия

Внутри-предметные связи

Межпредмет-ные связи

 

1

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.)

 

Историко-литературный процесс

Вечные темы русской

Литература, история, язык

Из литературы первой половины XIX века

 

4

А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Письменная работа по творчеству А.С. Пушкина

 

Тематические жанры лирики. Лироэпика

Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии

Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник»

 

4

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

 

Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с моли твою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Письменная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Тематические жанры лирики. Романтическая поэма

 

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений.

 

3

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос»

Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Ирония. Гротеск. Фантасмагория

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя.

Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя.

 

2

Письменная по разделу «Из литературы первой половины XIX века»

       

Из литературы второй половины XIX века

 

2

Литература и журналистика 50—80-х годов XIX века

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

Литературный процесс. Литературная критика

Историко-биографические связи писателей эпохи

Исторические аспекты литературного развития

 

6

Творчество А.Н. Островского

Пьесы «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница »,«Волки и овцы».

Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского

Островский и русский театр. Сценические интерпретации пьес писателя

 

2

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

       
 

5

Творчество И.А. Гончарова

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе-рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Образная типизация. Символика детали

Литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе

Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия романа (реж. Н. Михалков)

 

1

Сочинение /письменная работа по роману «Обломов» И.А. Гончарова

       
 

7

Творчество И.С. Тургенева

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии»

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети»

«Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе

 

2

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

       
 

3

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полеми-ческий отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Письменная работа по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Идеологический роман. Литературная утопия

Роль традиционных сюжетов в романе

Эстетические взгляды

Н.Г. Чернышевского в романе

 

7

Творчество Н.А. Некрасова

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Народность литературного творчества

Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова

Некрасовские мотивы в русской живописи

 

2

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

       
 

3

Лирика Ф.И. Тютчева

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silen-tiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра

Пушкинские мотивы в лирике Тютчева

Музыкальные интерпретации произведений Тютчева

 

3

Лирика А.А. Фета

Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха

Лирика Фета в зеркале литературной пародии

П.И. Чайковский о лирике Фета

 

2

Письменная работа по лирике А.А. Фета/ по лирике Тютчева

       
 

3

Творчество Н.С. Лескова

Повесть «Очарованный странник ».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Литературный сказ. Жанр

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник»

Язык и стиль лесковского сказа

 

1

Сочинение/ письменная работа по прозе

Н.С. Лескова

       
 

5

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина

Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.)

 

1

Сочинение/письменная работа по прозе Щедрина

       
 

2

Лирика А.К. Толстого

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Лирика позднего романтизма. Историческая песня

Традиции русской художественной сатиры в произведениях А. К. Толстого

Романсы

П.И. Чайковского на стихи А. К. Толстого

 

1

Письменная работа по лирике А. К. Толстого

       
 

12

Творчество Л.Н. Толстого

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народного и патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция

Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике

Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты Л.Н. Толстого

 

2

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

       
 

6

Творчество Ф.М. Достоевского

Роман «Преступление и наказание ».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь-никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества»

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского

Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино

 

2

Сочинение по творчеству

Ф.М. Достоевского

       
 

5

Творчество А.П. Чехова

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Лирическая комедия. «Бессюжетное» действие. Подтекст. Символическая деталь

А.П. Чехов и Л. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике

Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад»

 

2

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

       
 

1

Обобщение по курсу

       

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz