Число |
Кол-во часов |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Опорные понятия |
Внутри-предметные связи |
Межпредмет-ные связи |
|
1 |
Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской
литературы XIX века.) |
|
Историко-литературный процесс |
Вечные темы русской |
Литература, история, язык |
Из литературы первой
половины XIX века |
|
4 |
А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник» |
Стихотворения «Воспоминания
в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»,
«Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...»,
«Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу
ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма
«Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и
художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным
вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность
поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).
Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в
поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности
и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его
роль в авторской концепции истории.
Письменная работа по творчеству
А.С. Пушкина
|
Тематические жанры лирики. Лироэпика |
Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в
пушкинской поэзии |
Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник» |
|
4 |
М.Ю. Лермонтов. Лирика.
Поэма «Демон»
|
Стихотворения «Как часто,
пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне
с моли твою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар
в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по
выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской
проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы
одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого
поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность
духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы
в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее
образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона
» с лирикой поэта.
Письменная работа по творчеству
М.Ю. Лермонтова |
Тематические жанры
лирики. Романтическая поэма
|
Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова |
Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации
лермонтовских произведений. |
|
3 |
Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос» |
Повести
«Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое
в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности
«маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы
авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.
Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. |
Ирония. Гротеск. Фантасмагория |
«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина.
Литературные реминисценции в повестях Гоголя. |
Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов к
повестям Гоголя. |
|
2 |
Письменная по разделу «Из литературы первой половины XIX
века» |
|
|
|
|
Из литературы второй
половины XIX века |
|
2 |
Литература и журналистика 50—80-х годов XIX века |
Социально-политическая ситуация
в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как
определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия
между либеральным и революционно-демократическим крылом русского
общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов.
Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к
реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.
Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
«Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их
размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н.
Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции
обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М.
Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй
половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
|
Литературный процесс. Литературная критика |
Историко-биографические связи писателей эпохи |
Исторические аспекты литературного развития |
|
6 |
Творчество А.Н. Островского |
Пьесы «Свои люди —
сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого
купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и
«младшими», властными и подневольными как основа
социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и
Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и
ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира»
города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два
нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в
пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.
«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев).
Для самостоятельного чтения:
пьесы «Бесприданница »,«Волки и овцы». |
Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест |
Традиции отечественной драматургии в творчестве
Островского |
Островский и русский театр. Сценические интерпретации
пьес писателя |
|
2 |
Сочинение по творчеству А.Н. Островского |
|
|
|
|
|
5 |
Творчество И.А. Гончарова |
Роман
«Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича
Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с
другими характе-рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная
история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его
роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение
главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей
романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.
Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В.
Дружинин).
Для самостоятельного чтения: роман
«Обыкновенная история». |
Образная типизация. Символика детали |
Литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и
Л.Н. Толстой о романе |
Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия
романа (реж. Н. Михалков) |
|
1 |
Сочинение /письменная работа по роману «Обломов» И.А.
Гончарова |
|
|
|
|
|
7 |
Творчество И.С. Тургенева |
Цикл «Записки охотника»
(2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в
прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по
выбору.
Яркость и многообразие народных
типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал
русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как
центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и
дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской
интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм
Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и
Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.
Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и
его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их
место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и
философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского
национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Для самостоятельного чтения:
романы «Рудин», «Дворянское гнездо». |
Социально-психологический роман. Принцип «тайной
психологии» |
Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети» |
«Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях».
Музыкальные темы в романе |
|
2 |
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева |
|
|
|
|
|
3 |
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» |
Роман «Что делать? »
(обзор).
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского
как полеми-ческий отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые
люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской
концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в
контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие
«идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Письменная работа по роману Н.Г.
Чернышевского «Что делать?» |
Идеологический роман. Литературная утопия |
Роль традиционных сюжетов в романе |
Эстетические взгляды
Н.Г. Чернышевского в романе |
|
7 |
Творчество Н.А. Некрасова |
Стихотворения «В дороге»,
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и
гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)»,
«О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.
по выбору; поэма «Кому на Руси жить
хорошо».
«Муза мести и печали» как
поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и
общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический
эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве
поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси
жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства
и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители
помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).
Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин,
дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в
поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды,
притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.
Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное
звучание.
Для самостоятельного чтения:
поэмы «Саша», «Дедушка».
|
Народность литературного творчества |
Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова |
Некрасовские мотивы в русской живописи |
|
2 |
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова |
|
|
|
|
|
3 |
Лирика Ф.И. Тютчева |
Стихотворения «Не то, что
мните вы, природа...», «Silen-tiuml», «Цицерон», «Умом Россию не
понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она
верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален
вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано
предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее
философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций
русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек,
Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской
лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных
сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой
истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта. |
Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра |
Пушкинские мотивы в лирике Тютчева |
Музыкальные интерпретации произведений Тютчева |
|
3 |
Лирика А.А. Фета |
Стихотворения «Шепот, робкое
дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали.
..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним
толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и
образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в
творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного
настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа,
гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность
любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический
принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение
гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача
Фета-художника. |
Лирическая исповедальность. Мелодика стиха |
Лирика Фета в зеркале литературной пародии |
П.И. Чайковский о лирике Фета |
|
2 |
Письменная работа по лирике А.А. Фета/ по лирике Тютчева |
|
|
|
|
|
3 |
Творчество Н.С. Лескова |
Повесть
«Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к
созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и
национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство,
духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и
греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном
характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая
яркость «Очарованного странника».
Для самостоятельного чтения:
повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет
Мценского уезда». |
Литературный сказ. Жанр |
Былинные мотивы в повести «Очарованный странник» |
Язык и стиль лесковского сказа |
|
1 |
Сочинение/ письменная работа по
прозе
Н.С. Лескова |
|
|
|
|
|
5 |
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина |
Сказки
«Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый
пескарь».
«Сказки для детей изрядного
возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое
осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного
сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской
психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы
сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках
(фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.).
Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
Для самостоятельного чтения:
роман-хроника «История одного города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая
вобла», «Либерал». |
Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка |
Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина |
Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы,
В. Карасев, М. Башилов и др.) |
|
1 |
Сочинение/письменная работа по прозе Щедрина |
|
|
|
|
|
2 |
Лирика А.К. Толстого |
Стихотворения «Средь шумного
бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда
природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное
движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая
проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной
лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость
слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие
лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и
политической сатире.
Для самостоятельного чтения:
роман «Князь Серебряный». |
Лирика позднего романтизма. Историческая песня |
Традиции русской художественной сатиры в произведениях
А. К. Толстого |
Романсы
П.И. Чайковского на стихи А. К.
Толстого |
|
1 |
Письменная работа по лирике А. К. Толстого |
|
|
|
|
|
12 |
Творчество Л.Н. Толстого |
Роман
«Война и мир».
Жанрово-тематическое
своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения
исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных
линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в
романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных
трутней». Критическое изображение высшего света в романе,
противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души»
любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея
Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного
пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие
в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги,
Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах
Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как
идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление
образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в
истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народного и
патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития
русской реалистической литературы.
Для самостоятельного чтения:
цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна
Каренина».
|
Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская
концепция |
Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бонапартизма» в
русской классике |
Исторические источники «Войны и мира». Живописные
портреты Л.Н. Толстого |
|
2 |
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого |
|
|
|
|
|
6 |
Творчество Ф.М. Достоевского |
Роман
«Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале»
идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства
его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности
против жестоких законов социума. Образ Расколь-никова и тема «гордого
человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя
(Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской
проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как
средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии
авторской позиции в романе.
Для самостоятельного чтения:
романы «Идиот», «Братья Карамазовы». |
Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества» |
Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе
Достоевского |
Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино |
|
2 |
Сочинение по творчеству
Ф.М. Достоевского |
|
|
|
|
|
5 |
Творчество А.П. Чехова |
Рассказы «Крыжовник»,
«Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по
выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и
«бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в
чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости
и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина
психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга.
Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад».
Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев «недотеп» и
символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических
персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом
саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Для самостоятельного чтения:
пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры». |
Лирическая комедия. «Бессюжетное» действие. Подтекст.
Символическая деталь |
А.П. Чехов и Л. Толстой. Тема «маленького человека» в
русской классике |
Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» |
|
2 |
Сочинение по творчеству А.П. Чехова |
|
|
|
|
|
1 |
Обобщение по курсу |
|
|
|
|