Число |
Кол-во часов |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Теория литературы |
Развитие речи |
Связь с другими
искусствами |
|
|
Введение. |
Книга и ее роль в жизни
человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям.
Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие умений работы с учебником
литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный
аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). |
|
|
|
Из греческой мифологии |
|
|
Греческие мифы о героях.
|
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар»,
«Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о
героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. |
Мифологический сюжет. |
Чтение и различные
виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
|
Произведения
живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения
на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
|
Из славянской мифологии |
|
|
Славянские мифы о богатырях. |
Мифы о богатырях:
«Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие
мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности;
характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.
|
Мифологический
персонаж (развитие представлений).
|
Словесный портрет, чтение мифа, подробный и краткий
пересказ, цитатный план.
|
Славянские мифологические герои в русском искусстве
(живопись, скульптура, музыка). |
Из устного народного творчества
|
|
|
Сказка и ее
художественные особенности |
«Сказка о молодильных
яблоках и живой воде». Сказка
и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев
сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле;
краткость, образность, афористичность.
Краеведение:
сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной
деятельности: запись
произведений фольклора своей местности.
|
Структура волшебной сказки, мифологические элементы в
волшебной сказке.
|
Сказывание сказки, запись фольклорных
произведений, сочинение сказки.
|
Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в
русском искусстве: музыке, живописи, кино.
|
Из древнерусской литературы |
|
|
Отражение в произведениях
истории Древней Руси народных представлений о событиях и людях. |
«Сказание о
белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Отражение в произведениях истории Древней
Руси народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер
древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и
мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная
проблематика житийной литературы.
Краеведение:
исторические события края в памятниках
древнерусской литературы.
|
Житие, сказание,
древнерусская повесть; автор и герой.
|
Различные виды пересказа,
простой план.
|
Работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся.
|
Из литературы XVIII века |
|
|
М.В. Ломоносов.
Отражение позиций ученого
и гражданина в поэзии. |
Годы учения. Отражение позиций
ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в
Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и
ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения;
идея стихотворения.
|
Иносказание, многозначность
слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
|
Выразительное чтение.
|
|
Из литературы XIX века |
|
|
В.А. Жуковский.
Жанр баллады в творчестве В.А.
Жуковского.
|
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.
Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором,
традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. |
Реальное, фантастическое;
фабула; баллада.
|
Выразительное чтение.
|
|
|
|
А.С. Пушкин.
Лирика природы. Роман «Дубровский».
|
Лицей в жизни и творческой
биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни
Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Роняет
лес багряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Интерес
к истории России: «Дубровский» — историческая правда и
художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа
(верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство,
преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт;
центральные персонажи.
Краеведение:
литературная викторина «Места, где побывали
лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной
деятельности: литературная гостиная
«Новая встреча с Пушкиным». |
Двусложные размеры стиха;
строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское
отношение к героям.
|
Выразительное чтение, различные
виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
|
Конкурс рисунков, работа с
иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский »
в русском искусстве.
|
|
|
Изложение с элементами рассуждения. |
|
|
|
|
|
|
Сочинение по роману «Дубровский» |
|
|
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов.
Вольнолюбивые мотивы в лирике
|
Годы учения. Ссылка на Кавказ.
Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля,
независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность
художественного образа.
Краеведение:
М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной
деятельности: конкурс чтецов.
|
Трехсложные размеры стиха;
стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
|
Выразительное чтение наизусть,
письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
|
Работа с иллюстрациями, рисунки
учащихся, прослушивание музыкальных записей.
|
|
|
Письменный отзыв о
прочитанном |
|
|
|
|
|
|
Н.В.Гоголь.
Повесть «Тарас Бульба»
|
«Тарас Бульба».
Темы и проблематика повести (любовь к родине;
товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные
образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании
повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с
фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в
повести. Своеобразие стиля.
Краеведение:
заочная литературно-краеведческая экскурсия
«Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной
деятельности: подбор литературы и
организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны». |
Героическая повесть; типы речи
и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола,
сравнение, метафора, риторические фигуры).
|
Изложение с заменой лица;
различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
|
Работа с иллюстрациями; подбор
музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
|
|
|
Письменный отзыв на
эпизод повести «Тарас Бульба» |
|
|
|
|
|
|
И.С. Тургенев.
Тема любви в лирике. Проблематика и
своеобразие рассказа «Бирюк»
|
Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки
охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика
и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий
долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта;
образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по
выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных
персонажей произведения. |
Своеобразие характера, образ
рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в
рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
|
Сложный план, цитатный план.
|
Конкурс рисунков или подбор
музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного
плана), устное рисование.
|
|
|
Н.А. Некрасов.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в
60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской».
|
Гражданская позиция Н.А.
Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» —
основные в творчестве поэта. «5 полном разгаре страда
деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной
пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания
образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и
событиям.
Возможные виды внеурочной
деятельности:
литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и
художники-передвижники». |
Трехсложные размеры стиха:
дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
|
Различные виды чтения, чтение
наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным
финалом либо данным эпиграфом).
|
Работа с иллюстрациями; Н.А.
Некрасов и художники-передвижники.
|
|
|
Творческая работа (микросочинение с данным финалом либо
данным эпиграфом). |
|
|
|
|
|
|
Л.Н. Толстой.
Повесть «Детство».
|
«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за
человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди».
Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и
изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его
с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость,
любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности,
милосердие, сострадание). |
Автобиографическая проза.
|
Различные типы пересказа,
сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
|
|
|
|
Сочинение-зарисовка |
|
|
|
|
|
|
В.Г. Короленко.
Дети и взрослые в повести
«В дурном обществе».
|
Краткие сведения о писателе.
«В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты,
справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
Авторское отношение к героям.
Возможные виды внеурочной
деятельности: встреча в литературной
гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
|
Повесть, художественная деталь,
портрет и характер.
|
Различные виды пересказа;
подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода,
персонажа.
|
Работа с иллюстрациями, устное
рисование.
|
|
|
А.П. Чехов.
Сатирические и юмористические рассказы
А.П. Чехова.
|
Сатирические и юмористические
рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство,
чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров
персонажей. Отношение автора к героям.
|
Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в
юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);
деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
|
Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор
афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая
мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или
создание диафильма). |
Работа с иллюстрациями,
составление кадров для диафильма
|
|
|
Творческая мастерская —
написание юмористического рассказа на заданную тему |
|
|
|
|
Из литературы XX века |
|
|
И.А.Бунин.
Мир природы и человека в стихотворениях и
рассказах И.А.Бунина.
|
Мир природы и человека в
стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти».
Душа крестьянина в изображении писателя.
|
Стили речи и их роль в создании
художественного образа.
|
Составление словаря языка персонажа, чтение наизусть,
письменный отзыв об эпизоде. |
|
|
|
Письменный отзыв об
эпизоде |
|
|
|
|
|
|
А.И. Куприн. Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». |
Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема
и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир
человека и приемы его художественного раскрытия. |
|
Различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. |
Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказу А.И.
Куприна. |
|
|
Письменный отзыв об
эпизоде.
|
|
|
|
|
|
|
С.А. Есенин.
Одухотворенная природа — один из
основных образов С.А. Есенина.
|
Краткие сведения о поэте.
«Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема
стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А.
Есенина.
Возможные виды внеурочной
деятельности: литературный вечер «Поэты
XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок.
«Там неба осветленный край...», «Снег да
снег...»;
Ф.К. Сологуб.
«Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой
узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего
милей...»;
А.А. Ахматова.
«Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак.
«После дождя»;
Н.А. Заболоцкий.
«Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский.
«Есть обрыв, где я, играя...»,«Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в
сентябре», стихотворения
других поэтов — по выбору.
|
Поэтический образ (развитие
представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
|
Чтение наизусть, устный отзыв о
стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
|
|
|
|
М.М. Пришвин.
«Кладовая солнца»: родная природа
в изображении писателя.
|
Краткие сведения о
писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении
писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства
красоты, любви к природе.
|
Сказочные и
мифологические мотивы (развитие представлений).
|
Сочинение-зарисовка,
различные виды пересказа.
|
Иллюстрации к эпизоду,
устное рисование.
|
|
|
Сочинение-зарисовка |
|
|
|
|
|
|
В.К. Железников.
«Троп»: мир животных и
человека в изображении писателя.
|
Краткие сведения о писателе.
«Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы
Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
|
|
Творческая мастерская —
написание рассказа по заданному сюжету.
|
|
|
|
Творческая мастерская
— написание рассказа по
заданному сюжету.
|
|
|
|
|
|
|
Н.М.Рубцов.
Человек и природа в стихотворениях поэта.
|
Краткие сведения о
поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в
стихотворении. Образный строй.
|
Художественная идея,
кольцевая композиция.
|
Выразительное чтение,
чтение наизусть.
|
|
|
|
Произведения о Великой
Отечественной войне |
Изображение войны; проблема
жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия,
любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»,
«Яшка Лось» — по выбору.
Возможные виды внеурочной
деятельности: письма с войны и на
войну.
|
|
Выразительное чтение, чтение
наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
|
Подбор иллюстраций и
музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
|
|
|
Сочинение по
произведениям о ВОВ. |
|
|
|
|
Из зарубежной литературы |
|
|
М. Твен.
«Приключения Гекльберри Финна»: мир
детства, образы детей.
|
Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри
Финна»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости —
отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы создания
детских характеров. Юмористическое и комическое. |
|
Ответы на вопросы, различные
виды чтения и пересказа.
|
Устное рисование.
|
|
|
О.Генри.
«Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой
и всерьез
|
Краткие сведения о писателе.
«Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и
взрослые в рассказе).
|
|
Рассказ от другого лица.
|
|
|
|
Х.К. Андерсен.
«Чайник»: мир добра и красоты. Христианские
мотивы в произведении.
|
Утверждение непреходящих
христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра
и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать,
разоблачение гордыни.
|
Литературная сказка (развитие
представлений).
|
Подробный пересказ, краткий
план, изложение с элементами рассуждения.
|
Рисунки учащихся.
|
|
|
изложение с элементами
рассуждения.
|
|
|
|
|
|
|
Дж. Лондон.
«Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос
рассказа, гимн мужеству и отваге.
|
Краткие сведения о писателе.
«Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и
отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения
|
|
Цитатный план; пересказ по
плану, подготовка вопросов для обсуждения.
|
|
|
|
А. Сент-Экзюпери.
Сказка «Маленький принц».
|
Удивительная жизнь
удивительного писателя. Сказка «Маленький принц»: когда дети открывают
мир взрослым, или что бывает, когда взрослые умеют слышать детей.
Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.
|
Сказочное, реальное и
символическое в произведении А. Сент-Экзюпери.
|
|
Сказка А. Сент-Экзюпери на
языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца ».
|
|
|
ИТОГОВЫЙ УРОК. |
|
|
|
|