Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

 назад

Тематическое планирование по литературе

6 класс

Число

Кол-во часов

Тема урока

Основное содержание урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

   

Введение.

Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

     

Из греческой мифологии

   

Греческие мифы о героях.

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Мифологический сюжет.

Чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

 

Произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

 

Из славянской мифологии

   

Славянские мифы о богатырях.

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.

Мифологический персонаж (развитие представлений).

Словесный портрет, чтение мифа, подробный и краткий пересказ, цитатный план.

 

Славянские мифологические герои в русском искусстве (живопись, скульптура, музыка).

Из устного народного творчества

   

Сказка и ее художественные особенности

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

 

Сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

 

Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

 

Из древнерусской литературы

   

Отражение в произведениях истории Древней Руси народных представлений о событиях и людях.

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Различные виды пересказа, простой план.

Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из литературы XVIII века

   

М.В. Ломоносов.

Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Выразительное чтение.

 

Из литературы XIX века

В.А. Жуковский. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Выразительное чтение.

А.С. Пушкин. Лирика природы. Роман «Дубровский».

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

Двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.

   

Изложение с элементами рассуждения.

       
   

Сочинение по роману «Дубровский»

       
   

М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

   

Письменный отзыв о прочитанном

       
   

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

 

«Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

   

Письменный отзыв на эпизод повести «Тарас Бульба»

 

 

 

 

     
   

И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»

Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Сложный план, цитатный план.

Конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

   

Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской».

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «5 полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

   

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство».

«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Автобиографическая проза.

Различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

 
   

Сочинение-зарисовка

       
   

В.Г. Короленко. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

Повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Работа с иллюстрациями, устное рисование.

   

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

 

Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма

   

Творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему

       

Из литературы XX века

   

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Стили речи и их роль в создании художественного образа.

Составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

 
   

Письменный отзыв об эпизоде

       

А.И. Куприн. Дети и взрослые в рассказе «Тапёр».

Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказу А.И. Куприна.

   

Письменный отзыв об эпизоде.

       
   

С.А. Есенин. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

 

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да

снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,«Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения

других поэтов — по выбору.

Поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

 
   

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя.

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

   

Сочинение-зарисовка

       
   

В.К. Железников. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя.

Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

 

Творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету.

 
   

Творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету.

       
   

Н.М.Рубцов. Человек и природа в стихотворениях поэта.

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Художественная идея, кольцевая композиция.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

 
   

Произведения о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Яшка Лось» — по выбору.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

 

 

Выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

   

Сочинение по произведениям о ВОВ.

       

Из зарубежной литературы

   

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей.

Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое.

 

Ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа.

Устное рисование.

   

О.Генри. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

 

 

Рассказ от другого лица.

 
   

Х.К. Андерсен. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении.

Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.

Литературная сказка (развитие представлений).

Подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения.

Рисунки учащихся.

   

изложение с элементами рассуждения.

       
   

Дж. Лондон. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге.

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения

 

Цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

 
   

А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц»: когда дети открывают мир взрослым, или что бывает, когда взрослые умеют слышать детей. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.

Сказочное, реальное и символическое в произведении А. Сент-Экзюпери.

 

Сказка А. Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца ».

   

ИТОГОВЫЙ УРОК.

       

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz