Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Тема: «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Цель урока: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Задачи: добиться понимания учащимися о недопустимости существования страшного мира; вызвать чувство сострадания и жалости к обездоленным людям; убедить, что отчаявшиеся люди не смирились, а надеются, ищут доступные пути выхода из тупиков; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в романе.

Оформление. Стенд «Современный Петербург»

Выставка книг с произведениями о Петербурге:

  • А.С. Пушкин «Медный всадник»;
  • Н.В. Гоголь «Невский проспект», , «Шинель», «Ночь перед Рождеством»;
  • Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», «Преступление и наказание»;
  • Ф.И. Тютчев «Стихотворения»;
  • Н.А. Некрасов из цикла «О погоде»;
  • А.Блок «Статуя», «Снежная дева», «Город спит, окутан мглою…»;
  • О. Мандельштам «Я вернулся в мой город», «Адмиралтейство»
  • И.Анненский «Петербург»,
  • З.Гиппиус «Петербург»
  • Саша Черный «Вид из окна».

Доска. Тема урока.

Эпиграфы: Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц

кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб

несчастных людей, - весь старый Петербург

виден под этим неожиданным ракурсом.

А. Фадеев.

Надрывается сердце от боли…

Ф.М. Достоевский.

Опорная схема урока.

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Основные вопросы урока:

  1. Особенности изображения Петербурга в романе.
  2. Мастерство Достоевского в изображении города.
  3. Роль города в судьбе героев романа.
  4. Основной конфликт произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в изучение нового материала с основой на изученный материал.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  3. Изучение нового материала.

Введение.

Изображение Петербурга поэтами и писателями 18 – 19 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает свой вариант:

 

 

 

 

 

 

- А каким запомнился вам Петербург при чтении первых страниц романа «Преступление и наказание»? Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какую особенность в изображении Петербурга, на основе прочитанных отрывков, можно выявить?

- А сейчас давайте предоставим слово ребятам второй группы, которые занимались исследованием сцен уличной жизни Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, что еще происходит на улицах Петербурга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все, что вы сказали, безусловно правильно. Но мне бы хотелось задать вам еще вот какой вопрос: вспомните, пожалуйста, следующий эпизод романа (можно зачитать, ч.1, гл.2. от слов «Уходя Раскольников…..привыкает!»), где Раскольников, размышляя над судьбами сестры, матери, Сони, Катерины Ивановны, приходит к выводу: «Ко всему-то подлец человек привыкает». Как вы думаете, прав ли он, считая, что они «поплакали и привыкли»?

- А как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

- А в нашей с вами жизни всегда ли человеку есть, куда пойти? Всегда ли мы с вами бываем чуткими и отзывчивыми, умеем выслушать и, главное, услышать?

- Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива. Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и других? Предоставим слово учащимся третьей группы.

- А сейчас я вас попрошу найти и зачитать слова Свидригайлова о Петербурге.

- Таким образом, попытаемся ответить на вопрос, каким предстает перед нами Петербург?

- А как вы думаете, для чего в рассказ о преступном городе Достоевский вводит повествование библейского сюжета о воскресении Лазаря?

- Вы, наверное, заметили, что тема нашего урока имеет и второе название «Лик мира сего». Случайно это или нет?

Что такое лик? (лицо). А если мы говорили о Петербурге, можем ли мы сказать, что город, изображенный Достоевским в романе, является лицом всего мира, в котором жил сам писатель, в котором живут его герои?

4. Подведение итогов.

- Давайте с вами подведем итоги. Каким же предстает перед нами Петербург Достоевского?

 

- А кто сможет выделить особенности мастерства Ф.М. Достоевского в описании Петербурга

- Вспомним, что целью нашего урока было выявить основной конфликт романа. Каков же он?

Заканчивая урок, хочется обратить ваше внимание на выставку книг. Она здесь не случайна. Мы сегодня уже говорили, что многие поэты и писатели прошедших веков обращались к теме Петербурга и каждый по-своему его изображал. Замечу, забегая вперед, что тема эта останется актуальной и интересной для писателей и поэтов ХХ века. и сегодня мне бы хотелось вам прочесть стихотворение Зинаиды Гиппиус, которое, как мне кажется, лучше всего отражает наши сегодня с вами впечатления от прогулки в Петербург 60 годов XIX столетия:

Твой остов прям, твой облик жесток,

Шершавопыльный – сер гранит,

И каждый зыбкий перекресток

Тупым предательством дрожит.

Твое холодное кипенье

Страшней бездвижности пустынь.

Твое дыханье – смерть и тленье,

А воды – горькая полынь.

Как уголь дни, - а ночи белы,

Из скверов тянет тупой мглой,

И свод небесный, остеклелый,

Пронзен заречною стрелой.

Бывает: водный ход обратен,

Вздыбясь, идет река назад…

Река не смоет рыжих пятен

С береговых своих громад.

Те пятна, ржавые, вкипели,

Их не забыть, - не затоптать…

Горит, горит на темном теле

Неугасимая печать!

Как прежде, вьется змей твой медный,

Над змеем стынет медный конь…

И не сожрет тебя победный

Всеочищающий огонь,-

Нет! Ты утонешь в тине черной,

Проклятый город, Божий враг!

И червь болотный, червь упорный

Изъест твой каменный костяк!

5.Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

  2. Заключительное слово учителя.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и очень хочется, чтобы дома вы еще раз задумались над тем, в каком обществе живем мы с вами, все ли благополучно в нем, оглянулись вокруг и посмотрели, а не требуется ли кому-то из людей именно наша с вами помощь?

Учащиеся

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные задания к уроку:

  • Всему классу: вспомните, пожалуйста, уже изученные вами произведения о Петербурге. Каким предстает Петербург в стихотворениях Некрасова, Пушкина, в прозе Н.В. Гоголя?
  • Индивидуальные задания по группам:
  1. Пейзажи Петербурга: ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2, гл.6 (вечерний Петербург); ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4, гл. 6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
  2. Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми), ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).
  3. Интерьеры: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1, гл. 2 и ч.2, гл. 7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых), ч.4, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4, гл. 4 (комната – «сарай» Сони).

    Давайте с вами мысленно перенесемся в 60 –ые годы XIX века. Достоевский пережил много нравственных и физических потрясений. Умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное дело журнала «Эпоха» пало на плечи Федора Михайловича. Для литературно-художественной работы не оставалось времени. Мучила болезнь. Опутанный долгами, Достоевский прекратил издание журнала и уехал за границу. Вот что он тогда записал в своем дневнике:

    «31 марта 1865 года. И вот я остался вдруг один и стало мне просто страшно. Из всего запаса моих сил и энергии осталось у меня что-то тревожное и смутное, что-то близкое к отчаянию. Теперь роман, один роман спасет. Трубно быть более в гибели, но работа меня вынесет. Итак, я приступил к новому роману – трагедии. Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году, фантастическое, мрачное.»

    Писатель надеялся, что новый роман спасет его от нищеты.

    Что же это за роман, который должен был вынести, спасти писателя? Сегодня мы начинаем говорить о романе «Преступление и наказание», а тема нашего урока «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»». Запишите тему и эпиграфы к уроку в свои тетради. Обратите внимание на то, что одно высказывание принадлежит самому Ф.М. Достоевскому, а второе – писателю ХХ века – А. Фадееву. Но оба этих высказывания помогут нам разобраться в особенностях изображения Петербурга, жизни униженных и оскорбленных в романе. Цель нашего урока выявить особенности изображения Петербурга Достоевским, определить основной конфликт романа.

    Еще раз напомню, что тема нашего урока – «В Петербурге Достоевского». Ну что ж давайте отправимся в этот противоречивый город вместе с автором и следом за его героями. Петербург. К этой теме в разное время обращались практически все поэты и писатели. В XVIII веке – прославляли, говоря о могуществе и величии, в XIX, начиная с А.С. Пушкина, стали замечать неоднозначность северной столицы:

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелено-бледный,

    Сказка, холод и гранит…

    В.Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. У каждого человека свой Петербург – он может быть вот таким великолепным как на этом стенде, сделанном благодаря Гале, а может быть и таким: «На улице опять жара стояла необыкновенная; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы – разносчики и полуразвалившиеся извозчики». Как слово – тайну прочитайте ПЕТЕРБУРГ. А сейчас немного поиграем: давайте поищем, какие другие слова в нем прячутся (берег, брод, терпи, город, торг, гроб, требовать, угробить, сугробы, трепать, громада, горе, бред, дорога, дорого, трепет, бродяга, протест, ураган, грубый, грех, крепок ..:) А сейчас, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь петербургскую картину и попробуйте описать её одним – двумя предложениями, если трудно, то запишите только словосочетания или слова, кто умеет рисовать может изобразить свой Петербург. Вы можете выполнить эту работу самостоятельно, а можете объединиться в пары. (Обмен впечатлениями).

    «Петербург – это город тайн. Если, проходя по окутанным мглою пустынным улицам, прислушаться к напряженной тишине, то кажется, что ты не в знакомом, обыденном городе, а находишься в фантастическом, призрачном мире…»

    Выступают учащиеся первой группы, исследовавшие петербургские пейзажи. Роман начинается такими словами: «В начале июня, в чрезвычайно жаркое время под вечер…» и далее «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,…Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный колорит картины». Эта зарисовка является символичной и имеет обобщающее значение, потому что впервые обозначенные в ней впечатления жары, духоты не покинут нас на протяжении всего произведения. Читаем дальше: :Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников», «На улице опять жара стояла необыкновенная; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы – разносчики и полуразвалившиеся извозчики», «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…», «В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить чай…». Вывод: состояние духоты, отсутствие чистого воздуха являются общими в описании городской обстановки. Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе героя «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе и иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе.

    Топографическая точность (название улиц, владельцы домов, сколько шагов до дома процентщицы, бульвары – передано с необычайной точностью)

    Мастерство детали: жара, духота, вонь, распивочные – обозначенные уже в первой строке романа они получают дальнейшее свое развитие на протяжении всего произведения и не покидают нас.

    На первых же страницах романа мы встречаемся с главным героем Родионом Раскольниковым, о котором автор пишет, что он был «замечательно хорош собой», но «опустился и обнеряшился», это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками», Катерина Ивановна.

    Вывод: От встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

    Разыгрывается многоактная человеческая трагедия: на улицах города гибнет Мармеладов, Катерина Ивановна, прибегает к самоубийству женщина на мосту и сводит счеты с жизнью Свидригайлов, происходит падение Сони и девушки, встреченной Раскольниковым на бульваре

    Вывод: Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее раздражение – человек духовно одинок, несмотря на удушливую скученность толпы. В обществе человек унижен, оскорблен и герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь

    Оказывается, нет. Катерина Ивановна болезненно и истерически протестует. Она не может смириться с нищетой. Соню привязывает к жизни «бедные маленькие дети – сироты». Ради их спасения она делает свой страшный выбор. Во имя бесценного Роди готова решить свою судьбу Дунечка. Значит, ошибся герой.

    Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик.»

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»

    Такова и комната – «сарай» Сони. «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать, подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод: интерьеры петербургских «углов» не похожи на человеческое жилье, все это темные сырые гробы., которые создают впечатление какой-то безысходности.

    «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

    Город, враждебный человеку, который теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Петербург не просто место действия, не просто образ, он соучастник преступления Раскольникова. Только в мрачном и убийственном Петербурге и могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.

    Видимо с одной целью: противопоставить городу – преступнику спасительную христианизированную пустыню

    Вывод: данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве жизни не только В одном городе, но и всем мире, законы которого обрекают жить человека в каморках, на невыносимые страдания и лишения. В этом и заключен основной конфликт романа – конфликт человека и общества, конфликт Раскольникова и мира, им отрицаемого.

    Город, где царит мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, духовного одиночества человека, «когда ему некуда пойти». Петербург – соучастник преступлений и скандалов.

    Топографическая точность, детализация – очерково-бытописательское изображение.

    Конфликт человека и общества.

     

     

     

     

     

    1. Творческая работа «Петербург для меня книга тайн и судеб» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    2. На последующих уроках вы будете говорить о судьбах героев романа, об истоках преступления Родиона Раскольникова и о том, какое наказание страшнее: юридическое или нравственное. Поэтому к следующему уроку я предлагаю вам несколько индивидуальных заданий:

а) история семьи Мармеладовых,

б) история семьи Раскольниковых,

в) Родион Раскольников и его теория.

3. А также вам следует подготовиться к беседе, перечитав следующие эпизоды:

- размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых,

- чтение письма матери Раскольниковым и последующие размышления героя,

- роль первого сна Родиона Раскольникова в раскрытии его характера,

4. Подумайте над вопросами:

- какие противоречия в поведении Раскольникова можно выделить?

- как можно объяснить эти противоречия и можно ли?

- какие выводы о характере героя можно сделать на основе анализа его поступков?

- каковы, по вашему мнению, мотивы преступления?

 

наверх

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz