Официальный сайт

 муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

:e-mail: sml-nved@mail.ru

(8(47372)42-293

Добро пожаловать на наш сайт!

Поиск:

 

Главная

             

Экскурсия по школе

История школы

Новости                                   Публичные отчеты школы Документация                          Календарь мероприятий  Программы                        Расписание                 Администрация                       Учителя 

Методические объединения           Персонал                                 Ученики                                    Школьное самоуправление      Достижения школы           Выпускники                          Профильное обучение     Дополнительное образование   Библиотека                              Кабинеты                              Информация для родителей       Партнеры                                          Карта сайта                             Спонсоры                                  Полезные ссылки

Авторы сайта

Школьный автобус

Обратная связь

Форум учителей

Гороскопы

Лучшая десятка   

 

Все о Семилукском районе

 

Счетчик посещений

назад

Тема: лСамостоянье человека Ц залог величия его╗.

Цель урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель.

Задачи: добиться понимания учащимися, что произведения Распутина актуальны, проблемны, художественны; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в произведениях писателя.

Оформление. Портрет В.Г. Распутина, подборка фотографий писателя; иллюстрации к произведениям.

Доска. Тема урока.

План урока.

  1. Слово о писателе.
  2. Краткий обзор произведений В.Г. Распутина.
  3. Аналитическая беседа по рассказу Распутина лЖенский разговор╗
  4. Выводы.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (2)
  2. Вступительное слово учителя.

Читаем первый эпиграф (строки из стихотворения А.С. Пушкина) и продолжаем его:

На них основана от века по воле Бога

самого

Самостоянье человека Ц залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш целый мир Ц пустыня,

Душа Ц алтарь без божества.

- Наш сегодняшний урок мы посвящаем изучению творчества Валентина Григорьевича Распутина Ц одного из признанных мастеров лдеревенской прозы╗, одного из тех, кто продолжает традиции русской классической литературы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетным, бездумным существованием. Тема урока лСамостоянье человека Ц залог величия его╗.

 

 

 

Как вы понимаете значение слова самостоянье?

(Слово самостоянье образовано от прилагательного лсамостоятельный╗. В. Даль так объясняет значение этого слова: лСамостоятельный человек - у кого свои твёрдые убеждения, в ком нет шаткости╗. Самостоянье Ц это ощущение себя твёрдо и уверенно стоящим на земле, когда никакой даже самый жестокий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин объясняет значение слова самостоянье так: лчувство собственного духовного достоинства╗.)

Как вы понимаете слово величие?

(В. Даль трактует слово величие так: лВеличие Ц огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении╗)

Итак, как вы, исходя из значения ключевых слов, понимаете смысл пушкинской фразы и темы нашего урока?

(Только тот человек, который имеет чувство собственного достоинства, крепко стоит на ногах, имеет твёрдые убеждения, особенно нравственные может называться великим)

Да, это действительно так. Таковы герои произведений Валентина Распутина, с которыми вы уже не раз встречались Ц вспомните лУроки французского╗, лПоследний срок╗, лЖиви и помни╗ - сегодня нам предстоит обобщить все свои предшествующие знания о творчестве этого замечательного писателя, поговорить о новых его творениях.

    1. Сообщение лСлово о писателе╗
    2. Дополнительное слово учителя.

Вы прослушали достаточно хорошо подготовленное сообщение о Валентине Григорьевиче Распутине. Но мне хочется внести небольшое дополнение. Олег сказал, что последний рассказ автора лВ ту же землюЕ╗, это не совсем так. В 2003 году в журнале лНаш современник╗ в номере № 11 была опубликована повесть лДочь Ивана, мать Ивана╗, которая рассказывает о сегодняшнем дне, о том лдурном времени╗, в котором все мы пребываем уже больше десяти лет. Валентин Григорьевич рассказывает о грязной , лклоачной жизни╗ рынков, рано или поздно втягивающих в себя всё новые семьи, калечащие их судьбы, и прежде всего судьбы детей, о потере работы, которую любишь и умеешь делать, о пустом кошельке в кармане, который лне велит╗ наслаждаться лэх, изобилием╗, о людях, которые как лсухой порох, заденешь ненароком Ц сразу вспыхивает и чуть не за грудки╗, о бесстыдстве телепередач, растлевающих молодежь, о лживости учебников по лновейшей истории╗, о школе, в которую лворвался преобразившийся Гаврош с сигаретой в зубах╗ и лувел за собой учеников на помойки и чердаки╗, о бушующих скинхедах и казаках, громящих кавказцев на рынке. А главное Ц лиздевательское ликование людей алчных, порочных и о молчании, покорности, бессилии тех, у кого осталась совесть. Повесть публицистична. Она ставит перед читателем много трудных вопросов. Среди них один из самых трудных, волнующий Распутина на протяжении всей его творческой биографии Ц как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два лразнящихся мира╗? ценность данной повести в том, что обращена к молодым, к вам, дорогие старшеклассники, и в ней содержатся не только вопросы, но и ответы на них. Это произведение вам ещё предстоит открыть для себя. А сейчас вернёмся в самое начало.

Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался лЯ забыл спросить у ЛешкиЕ╗ Он был опубликован в 1961 году в альманахе лАнгара╗ и затем несколько раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаем потом затем от самого писателя, лочерк не получился Ц получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души╗. Иначе, наверное, и не могло быть Ц ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку Лешку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место Ц живот Ц почернело. Двое друзей решили сопровождать Лешку до больницы Ц полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что лэто игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надежного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть Ц это больница, но до нее далеко, ещё очень далеко.╗

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. В рассказе, пусть еще в зачаточном состоянии, но присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя (лРядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды╗); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе (лЯ неожиданно вспомнил о том, что еще забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца╗)

Лучшим произведением 60-х годов является рассказ лВасилий и Василиса╗. Именно с него открывается галерея распутинских старух Ц старух с твердым характером, с большой, милосердной душой. Как вспоминал сам Распутин лМоя бабушка Марья Герасимовна всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух Ц Анну из лПоследнего срока╗, Дарью в лПрощании с Матерой╗. Рассказ лВасилий и Василиса╗ - с нее же!╗

Сообщение лВасилий и Василиса╗

Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что 30 лет он живет в амбаре, она Ц в избе со взрослыми детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней, еще довоенной обиды. Да и обида ли это, не больше ли? Однажды, напившись, лон схватил топор, лежащий под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы╗. В ту ночь у неё случился выкидыш. Вернувшись в дом, она растолкала Василия и показала ему на порог: лВыметайся╗

Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему теперь виной стал Василий, гибель будущего ребенка, она не смогла простить. И на войну проводила без слез и встретила потом без радости, а на порог так и не пустила. Он работал на приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою личную жизнь вместе с доброй хромоногой Александрой, - Василиса словно ничего не замечала. Кажется, все у них теперь настолько разное, что нет ни одной точки соприкосновения, пересечения. Это подчеркивается и описанием их ритма жизни, окружающего быта.

Василиса просыпается рано и, одевшись, лсрывается и начинает бегать. Она затапливает печь, лезет в погреб за картошкой, бежит в амбар за луком, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для теленка, дает корм корове, свинье, курам, доит корову, процеживает через марлю молоко и разливает его по всевозможным банкам и склянкам Ц она делает тысячу дел и ставит самовар.╗

лВасилий поднимается не рано: рано подниматься незачем. Единственное, как в бане, окошечко в его амбаре на ночь завешено: Василий не любит лунный свет, ему кажется, что от луны несет холодом. Кровать стоит изголовьем к окошечку, по другую сторону стоит столик. У дверей на гвоздях развешены охотничьи и рыболовные снастиЕОн одевается молча, совсем молча, не пыхтит, не кряхтит, не стонет╗.

Что не дает ему уйти вовсе? Не теперь, когда совсем старый стал, - раньше, что не давало? Боязнь и нежелание оставить детей? Так они выросли, сами родителями стали. Неумение устроить жизнь в другом месте? Вряд ли это сдержало бы. Чувства, питаемы к Василисе? Может быть. Но главное, видимо в том, что не давала покоя вина, осознанная им, тот моральный долг, который нечем вернуть жене, кроме как Ц самим собой. Ему оставалось только жить, и Василий жил, не слишком задумываясь с годами о том, почему он живет именно так и именно здесь: он понимал, что так надо. И только к концу рассказа мы догадываемся, в чем она мудрость этого простого лнадо╗. Он, Василий, не мог умереть вдали от жены. Грех, совершенный им десятилетия назад, был столь велик, что даже жизнью его не искупишь: ни словами, ни делами, ни лаской, ничем. И только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому больному человеку, только тогда и Василиса в состоянии Ц нет, не забыть! Ц отпустить ему грех (лОн подает ей руку, она пожимает ее и, всхлипывая, поднимается╗), и сам он в состоянии вздохнуть вольнее (лТеперь иди, - говорит он. Ц теперь мне легче сталоЕОн улыбается, лежит и улыбается╗). Не так жизнь прожита, - но о том живым судить. Для него главное Ц так хотя бы умереть, не унести с собою тяжесть, которая висела на душе дольше десятилетия. И она это понимает. Глубинная, корневая этика диктовала свои законы, не подчиниться которым нельзя.

Следующая ступенька в творчестве Ц повесть лПоследний срок╗, с незабываемой героиней Ц старухой Анной.

Сообщение лПоследний срок╗

Повесть лПоследний срок╗ Валентин Григорьевич Распутин называл главной из всех своих книг. Она затрагивает многие нравственные проблемы, и в первую очередь проблемы взаимоотношений внутри семьи, уважения к родителям. В этом произведении он раскрыл и показал злободневную проблему современности Ц алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести. Все они очень актуальны и в наши дни.

Главное действующее лицо повести Ц восьмидесятилетняя старуха Анна, живущая у своего сына Михаила. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей, и все они разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны Ц типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришло время умирать, только ради них осталась на несколько дней на этом свете. Она нашла в себе сила ради них возродиться, расцвести: лЧудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать╗ А что же они? А они решают свои проблемы, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не поругать, не сказать лишнего Ц все для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжелые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась с лманной каши╗ и закончилась ей, которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не делал сам. Самой первой встречи между детьми начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили день за днем: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Дети упустили лпоследний срок╗ что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

В повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения в современной семье и недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал черствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти.

Совсем другой предстает пред нами старуха Анна. Её жизнь до краев была заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от лфилософий╗, жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий смог бы и решился поставить перед собой.

Чтобы передать духовный мир Анны, автор избрал форму внутреннего монолога героини, форму несобственно-прямой речи: лЗнать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скручивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой-то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась? А оставила после себя другие жизни Ц хорошо это или плохо? Кто скажет? Кто просветит? Зачем? Выйдет ли из её жизни хоть капля полезного, желанного дождя, который прольется на жаждущее поле?╗

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, лподгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке╗, что вся жизнь её была лвечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба╗. Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Угасающим сознанием она высвечивает дальний-предальний день, когда она еще была молодой, лв девках╗, вспоминает, как лона хорошо, счастливо бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя рекеЕ╗. лИ до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди╗. Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.

Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий, срок на земле идет высочайшая нравственность Анны. Отсюда и ее всепрощающая, нетребовательная любовь к свои лребятам╗: лстаруха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее╗, чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже лне откладываяЕумереть╗; лОна все смотрела и смотрела на них Ц жадно, торопливо, неловко Ц и никак не могла насмотреться, все ей было мало╗. Она интересуется, не привезли ли ей гостинцев, но не для себя, а для своей любимицы Ц внучки Нинки, (в образе Нинки заключена надежда на то, что ниточка жизни не прервется): лПоговорю с ей, и на душе легче╗.

Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя за давний лгрех╗ - за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорьки после колхозной дойки: лСтыд Ц его не отмоешь╗. Нравственное чувство Анны делает её, когда надо твёрдой: однажды она лв упор из обоих стволов посолила задницу╗ зверюге, Денису-караульщику, в отместку за пораненного им ребенка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: лВот и побыла она человеком, познала его царство. Аминь.╗ Анна понимает других, причем не только родных: лСтаруха подумала: ллюди╗, не делая разницы для своих и чужих╗.

Для Валентина Григорьевича Распутина образ Анны Ц образ идеальный. Наверное именно о ней он сказал в одном из своих выступлений: лМеня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого╗. И я думаю, что слова А.С. Пушкина относятся к ней всецело.

Действительно, сила характеров любимых героев Распутина Ц в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа. Такова Дарья из повести Валентина Распутина лПрощание с Матёрой╗

Сообщение лПрощание с Матёрой╗

лПрощание с Матёрой╗ - повесть, по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий которую можно назвать философской притчей. И это уже обозначено в самом названии. Прощание Ц от слова проститься. Проститься: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться. Глагол прощаться выражает оба значении, следовательно, напрашивается мысль, что расставание будет происходить с одушевленным предметом. Что же такое Матёра? лМатёра Ц материк, берег у реки, гора, горный, твёрдая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, остров, суша╗ - по словарю Даля. Мы попытались составить синонимичный ряд к этому слову и получили вот что: Матёра Ц мать Ц сыра Земля Ц Родина Ц Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, лмалая╗ родина.

Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Решено построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радует стариков. Сердце бабки Дарьи обливается кровью, ведь в Матерее не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что лнам Матёру на подержание только дали чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились╗

Но для чужих этот остров Ц всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья приходит к выводу, что в людях, в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. лНароду стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та жеЕ, наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотритЕЧе про совесть, ежели этакое творится!╗

Утрату совести герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, верными Матерее остались только старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Но Распутин заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевенЕ С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним Ц традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческое в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за потерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

 

- Спасибо за сообщение, но мне хотелось бы, чтобы вы еще раз вернулись к тексту повести лПрощание с Матёрой╗. Всё, что вы говорили ранее, правильно, но давайте перечитаем некоторые места.

Сцена на кладбище. лВы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут людиЕТуристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши крестыЕ╗ лТы сам Етурист╗. Богодул: лМертвых грабют╗. Чем объясняется трепетное отношение автора и его героев к кладбищу? Какой смысл заложен в слове лпогост╗? Какова его этимология?

С точки зрения православия кладбища Ц священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенным местом. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойников усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила Ц это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина Ц молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа Ц на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царствие Божием. И если Крест уничтожается, то усопшему отрезаются все пути к воскрешению. Разрушение и осквернение могил всегда считалось святотатством Ц кощунством, посягательством на святыню, поэтому тех, кто спиливает кресты и надгробия, жители называют иродами, обсевками, нехристями.

Как вы считаете почему сцена прощания Дарьи с могилками так важна для писателя? На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?

л..зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёрской ратью, отдав все свое для нее, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет себя он так, будто с него с первого и началась жизнь и им она и навсегда закончится╗.

лЕэта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты Ц не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей╗.

Действительно, человек Ц лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек Ц часть семьи, семья Ц часть рода, род Ц часть народа, народ Ц часть Родины.

Предавая смерти Матёру, что предают люди?

Родовую память, историю, вековые устоявшиеся традиции, лчувство собственного духовного достоинства╗.

Почему именно к Дарье тянутся люди? Что дает ей силу?

Дарья Ц воплощение национального русского характера, хранительница вековых устоев. Она чувствует ответственность перед умершими родственниками. лСпросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежала доглядливость. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая.╗ в тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много раньше. Сколько поколений копило для нее жизненную силу! Она понимает: ты Ц не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и ее глубоко личная ответственность и долг перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется она до последнего. Ее растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь ее род, а на острие этого клина она как ответчица. В ее душе рождаются вечные вопросы: лИ кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни своей, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания Ц зачем тогда приходить на эти могилы╗. На этот вопрос у Дарьи пока только один ответ. лПравда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни╗. лВедь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу ее отыскать?╗ лЕслабы мы, непамятливы и разорены душой╗, лЕдушу свою потратили Ц вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?╗

И еще а одну сцену хочу обратить ваше внимание Ц на сцену прощания Дарьи с домом. Что вкладывает Распутин в понятие дом? Что значит дом для Дарьи?

Дом Ц основа родовой укорененности человека в прошлом, он сохраняет память о тех, лкто был до нас╗, он лзаставляет думать о тех, лкто после нас придёт╗. Дом хранит нравственные заповеди. Дом Ц это философская категория. Дом Ц это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пенегина и прощается она с ним, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата дома, по мнению Распутина, - трагедия не только человеческая, но и национальная.

(Зачитать сцену прощания)

И еще с одной распутинской старухой предстоит нам сегодня встретиться Ц это бабушка Наталья из лЖенского разговора╗. Небольшой по объему, но очень проблемный и актуальный по содержанию рассказ вы читали дома. Я просила вас нарисовать иллюстрации к этому произведению Распутина. Давайте посмотрим, что получилось.

(Выставка рисунков)

Обратимся к названию произведения: как вы понимаете эпитет лженский╗? Это разговор женщины или это разговорЕ(закончите предложение) (о чем?)

Постройте ассоциативный ряд к слову лразговор╗, открывая его смыслы (соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование, сопереживание, событие, диалог)

- Почему разговор происходит ночью?

- Почему бабушка Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно?

- Что мешает бабушке и внучке понять друг друга? Почему диалог переходит в полилог? Как он раскрывается в контексте рассказа? (Разговор бабушки и внучки, прошлого и настоящего, города и деревни, разговор двух поколений, автора и читателя, бабушки и других героев, разговор читателя с самим собой).

Давайте попытаемся разобраться, о чем же этот рассказ.

лВ деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле╗ - так начинается рассказ, и читатель сразу понимает, что разговор пойдет неспешный, несуетный Ц ведь он в деревне, у бабушки, посреди зимы.

- Попытайтесь дать психологическую оценку характера Вики, героини рассказа. Как вы понимаете слова лЗатаенная какая-то девка, тихоомутная╗.

- Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?

- С какой интонацией говорит Вика: лВсе теперь не так╗?

- Есть ли у Вики своя правда? Какая она?

- Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не торопится с ответом?

- Что определяет возраст человека, почему бабушка говорит: лЯ древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит╗?

- Почему с осуждением рассказывает Наталья историю Дуси?

- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраниться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?

- Как оценивает две женские правды автор?

- Почему наделяет главную героиню Ц бабушку Наталью таким особым, лсвоим╗ языком?

- О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?

- Удалась ли Распутину бабушка Наталья (в ряду его литературных персонажей Ц лстарух╗, мудрых, значительных, праведных, самобытных)?

- Почему бабушка Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни? (Весь ход ее воспоминаний подводит читателя к пониманию нравственных устоев жизни Ц основанных на традициях народной культуры, трудолюбия и сохранении материнского предназначения женщины на земле).

- Как вы понимаете смысл слов ллюбее любой╗?

- В чем секрет лбабьей породы╗, способности ее лсветить искриночкой, звездочкой╗?

- Что значит в русской традиции жить лза ним╗? что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?

- Какой закон лранешной любви╗ открывает бабушка внучке? (Милосердие, умение заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать и сохранять Ц это и значит любить)

Наш разговор хочется закончить отрывком из книги А. Ухтомского лИнтуиция совести╗:

лЕЛюбовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи, как существа посреди мира. Сама о себе любовь говорит: лПриближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни╗. В этом древнеалександрийском тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира╗.

И.А. Ильин писал: лСовременному человеку становится все яснее, что он живет без святыни и что жизнь без нее будет невозможно вынести. В этом он прав. ЕКак и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира, как и преждеЕ Осквернен не мир как таковой, он остается тем же, чем был всегда Ц великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами светаЕосквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно Ц к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессиленаЕ Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечностьЕ╗

Подумаем над этими словами и после урокаЕ Подумаем еще раз над словами А.С. Пушкина и словами самого Распутина, взятыми также эпиграфом к уроку: лГосподи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей, если всё, что рождает и питает добро, пошло на свалку?╗ в наших с вами руках изменить жизнь к лучшему, но сможем мы это сделать только если сами станем лучше, чище, духовнее, если станем самостоятельными людьми, имеющими свои высокие нравственные убеждения, которые ни один ветер перемен пошатнуть в нас не сможет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе лРазговор с самим собой╗

Готовиться к семинару по вопросам:

    1. В чем особенность художественных тенденций семидесятых годов?
    2. Какие вопросы поднимают писатели семидесятых годов.
    3. лЧеловек трудолюбивой души╗ (выражение Ч.Айтматова) в произведениях последних десятилетий.
    4. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей.
    5. Какие традиции русской литературы развиваются в произведениях современных писателей?
    6. Мифологическое и его роль в произведениях Айтматова, Астафьева, Распутина.
    7. Тема красоты мира и человека в произведениях современной литературы.
    8. Мастерство изображения народной жизни в произведениях современной литературы.
    9. Тема памяти в произведениях современной литературы.

Индивидуальные задания по творчеству Ч. Айтматова.

 

 

 

 

Приоритетный национальный проект "Образование"

Школьная газета

Школьный журнал "Кстати..."

 

Запуск официального сайта Нижневедугской средней школы

  1 декабря 2007г  состоялся запуск официального сайта нашей школы с профильными  классами!

Запуск был осуществлен непосредственно разработчиком сайта. Благодарю учителей и учеников за участие в накоплении материала для создания сайта.

Надеемся, что этот ресурс будет полезен Вам и всем случайно или неслучайно зашедшим на этот сайт.

Спасибо.
 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz