СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ.
Общие положения.
1.
Настоящая должностная инструкция
разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики
социального педагога, утвержденной приказом МО РФ и Госкомвуза РФ от 31
августа 1995 года № 463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ
(постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46), Типового
положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного приказом
Министерства образования РФ от 20.04.01г. № 1780, трудового Кодекса РФ,
введенного в действие от 20.04.02г., Закона «Об образовании». При
составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об
организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы МО
РФ, утвержденные приказом МО РФ от 27 февраля 1995 года № 92.
2.
Социальный педагог назначается и
освобождается от должности директором школы.
3.
Социальный педагог подчиняется
непосредственно заместителям директора.
4.
В своей деятельности социальный педагог
руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами
Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления
образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами (в
том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и
распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым
договором (контрактом).
Социальный педагог соблюдает
Конвенцию о правах ребенка.
Функции.
1.
Воспитательная. Обеспечивает
целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность
детей и взрослых, содействует педагогической деятельности всех
социальных институтов микрорайона – семьи, трудовых коллективов, школы,
средств массовой информации, микросоциума. Стремится полноценно
использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества,
воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как
активного субъекта воспитательного процесса.
2.
Диагностическая. Ставит «социальный
диагноз», изучает медико-психологические и возрастные особенности,
способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия
жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
3.
Организаторская. Организует
социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу,
творчество; влияет на содержание досуга; содействует в вопросах
трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации школьников,
деятельности молодежных и подростковых объединений; оказывает помощь
молодежи в подготовке к семейной жизни; организует взаимодействие
медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых
учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально
педагогической работе. Способствует включению добровольных помощников,
населения микрорайона в социально-педагогическую работу.
4.
Прогностическая. Участвует в
программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального
развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов,
занимающихся социальной работой.
5.
Предупредительно-профилактическая и
социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие
социально-правовые, юридические, психологические механизмы
предупреждения и преодоления негативных влияний на подростков;
организует оказание социотерапевтичской помощи нуждающимся, обеспечивает
защиту их прав.
6.
Охранно-защитная. Использует имеющийся
арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует
применению норм государственного принуждения и реализации юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Должностные обязанности.
-
Осуществляет комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в
учреждениях и по месту жительства обучающихся.
-
Изучает психолого-педагогические
особенности личности обучающегося и её микросреды, условия жизни.
-
Выявляет интересы и потребности,
трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении
обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и
поддержку.
-
Выступает посредником между
обучающимся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных
социальных служб, ведомств и административных органов.
-
Определяет задачи, формы, методы
социально-педагогической работы, способы решения социальных и личных
проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личности обучающихся.
-
Организует различные виды социально
ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направлены
на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и
программ, участвует в их разработке и утверждении.
-
Способствует становлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в социальной среде.
-
Содействует созданию обстановки
психологического комфорта и безопасности личности обучающегося,
обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
-
Осуществляет работу по
трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями,
оформлению сберегательных вкладов, использованием ценных бумаг
обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
-
Взаимодействует с учителями,
родителями (лицами, их заменяющими),специалистами социальных служб,
семейных и молодежных служб занятости, благотворительными
организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в
опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями,
девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
-
Систематически повышает свою
профессиональную квалификацию.
-
Выполняет правила и нормы охраны
труда, ТБ и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и
здоровья учащихся в образовательном процессе.
-
Выявляет детей и подростков
микрорайона, которые находятся в социально опасном положении.
-
Выявляет семьи микрорайона,
находящиеся в социально опасном положении.
-
Информирует органы социальной защиты
населения, опеки и попечительства, комиссии по делам
несовершеннолетних, начальника подразделения по делам
несовершеннолетних о наличии угрозы здоровью и жизни детей и
подростков микрорайона в последствии противоправных действий
родителей или лиц, их заменяющих, о появлении в микрорайоне
безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
-
Оказывает содействие уполномоченным
органам в решении вопросов лишения родительских прав:
Ø
Готовит акты посещения семей.
Ø
При необходимости присутствует на
заседаниях суда.
Ø
Отслеживает передачу детей в детские
дома и интернаты.
-
Помогает семьям, находящимся в
социально опасном положении в устройстве детей в специальные и
обычные учебные заведения, больницы, приюты. Отслеживает устройство
в учебные заведения и на работу подростков из этих семей после их
ухода из школы.
-
Оказывает содействие работникам
внутренних дел (УВД), комиссии по делам несовершеннолетних в
профилактике правонарушений в среде подростков и работе с
несовершеннолетними, совершившими противозаконные действия:
Ø
Совместно с классными руководителями
готовит характеристики по запросам органов УВД
Ø
Проводит расследование мелких
проступков, совершенных подростками в школе или микрорайоне,
Ø
Ведет учет подростков, совершивших
правонарушения
Ø
Помогает классным руководителям в
работе с детьми с девиантным поведением.
-
Соблюдает этические нормы поведения в
школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному
положению социальному педагогу.
-
Допускает в установленном порядке на
занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки
деятельности социального педагога.
-
Обеспечивает педагогическую
направленность содержания, форм, методов, используемых в социальной
работе, содействует формированию гуманных, здоровых отношений в
социуме, общей культуры личности.
-
Изучает
медико-психолого-педагогические особенности, условия социального
формирования личности, её интересов и потребностей, социальные
истории, собирает информацию, связанную с нуждами подопечных,
выявляет трудности и проблемы различных категорий и групп населения.
-
Организует воспитательную,
социально-педагогическую деятельность в социуме, различные виды
сотрудничества взрослых и детей, содействует развитию социальных
инициатив, новаций, творчеств, самозащиты и физического
совершенствования личности.
-
Представляет и защищает интересы
детей, семей во взаимоотношениях с различными государственными,
общественными структурами, содействует повышению социального статуса
семьи.
-
Проводит беседы для родителей
учащихся и методические консультации для учителей по проблемам
социальной педагогики.
-
Участвует в организации досуга
учащихся, в том числе в выходные и праздничные дни в соответствии с
Трудовым кодексом РФ.
-
Выявляет и ведет работу с учащимися,
склонными к употреблению алкоголя, наркотиков, а также токсикомании
и табакокурения.
-
Ведет следующую документацию:
Ø
Журнал учета семей, находящихся в
социально опасном положении.
Ø
Список многодетных семей.
Ø
Список детей из малообеспеченных
семей.
Ø
Список детей-инвалидов.
Ø
Список детей и подростков «группы
риска».
Ø
Медико-психолого-педагогические
характеристики подопечных.
Ø
План работы на год, утвержденный
директором.
Ø
Список опекаемых детей (сирот) (на
основании документов).
Ø
Социальный паспорт микрорайона.
Ø
Акты посещения семей, журнал учета
посещения семей.
все списки рассматриваются на Совете
школы и утверждаются директором школы.
|