- Полное наименование проекта
«Достояние прошлого настоящим и будущим поколениям!»
(создание комнаты-музея «Культура и быт села Нижняя Ведуга»)
- Краткая аннотация проекта
- Кто выполняет проект?
Коллектив учащихся, учителей школы, при активном содействии жителей села
Нижняя Ведуга
- Почему нужен проект? Для сохранения
культурных традиций, возрождения народных промыслов сельчан, привлечение
к руководству кружками по народным промыслам бабушек и дедушек,
обеспечение им активной жизни, актуализация связи поколений.
- Кто является целевой аудиторией проект?
Местное сообщество.
- Что получат люди в
результате проекта?
Оформленную комнату-музей
«Культура и быт села Нижняя Ведуга», где станет возможным вести занятия
по возрождению народных промыслов села, встречи с ветеранами, а также
небольшие внеклассные мероприятия типа «А ну-ка, бабушки», «Дедушка и я
– веселые мастера» и т.п.
- Каковы цели и задачи проекта?
Цель: через создание «Комнаты –
музея «Культура и быт села Нижняя Ведуга»» обратить внимание местного
сообщества на проблему детства, организацию досуга.
Задачи:
Привлечение широкого круга местного
сообщества к решению проблемы.
Поиск денежных средств.
Создание комнаты-музея «Культура и быт
села Нижняя Ведуга».
- Каким образом проект
реализуется?
Реализация большого проекта «Город
детства» учащимися школы началась еще в октябре прошлого, 2005 года,
когда ребята самостоятельно оформили рекреацию 1 этажа, где находятся
начальные классы – на стенах были нарисованы любимые детьми сказочные
герои, затем для организации досуга школьников была создана и в
настоящее время является действующей «Комната сказок». В июне месяце,
когда закончились занятия ребята решили продолжить создавать свой город
Детства и создать Комнату-музей. Нами была очищена от мусора одна из
больших комнат полуподвала школы, на заработанные в период летней
практики деньги мы приобрели кирпич и благодаря помощи Погорельских
И.С., прадедушки одного из наших учеников выложили настоящую русскую
печь (правда, в несколько уменьшенном варианте). Благодаря работе
сводного уличного отряда «Русское былое» были собраны некоторые
экспонаты для музея, фотографии, грамоты, медали и ордена для оформления
экспозиций «Край наш песенный» (история сельского хора), «История
колхоза «Ведуга».
- Какие мероприятия проводятся
в ходе реализации проекта?
Осуществить косметический
ремонт помещения, оборудовать комнату-музей, создать фонотеку голосов
ветеранов войны и труда, собрать фонотеку «Дети войны», организовать
работу кружков по возрождению народных промыслов и с помощью
руководителей данных кружков изготовить занавески, рушники, постель,
костюмы, деревянную утварь для оформления музея.
- Какова
продолжительность проекта?
Ноябрь
2006 – ноябрь 2007
- Каков результат проекта? Оформленная
комната-музей «Культура и быт села Нижняя Ведуга», привлечение людей
пенсчионного возраста к активной полноценной жизни, возможность вести
воспитательную деятельность опираясь на народные обычаи и традиции,
возрождение семейных форм домашнего воспитания и образования.
3. Этап (уровень) реализации проекта.
На первый взгляд
кажется, что никаких проблем в школе и у детей в частности быть не
должно и не может. Но это не совсем так. Жить без проблем, ни о чем не
задумываясь, получать все готовое и ничего не отдавать в замен – скучно.
Не случайно в течение двух лет одной из главных целей
учебно-воспитательного процесса школа ставит социализацию личности
учащегося, его адаптацию к жизни в современном обществе. Ежегодно
проводится школьный конкурс социальных проектов учащихся. В 2003 году
наши старшие товарищи принимали участие в областном конкурсе «Я
Гражданин Воронежского края» и были награждены Благодарственным письмом
Главного управления образованием. Но на тот момент мы плохо понимали,
что значит проектная деятельность в социально-экономической сфере
деятельности учащихся и поэтому очень благодарны, что руководство
районного отдела по образованию предоставило нам тогда возможность
принять участие в областном конкурсе. Конечно же, тот первый наш проект
был утопическим с самого начала и реализовать его не возможно не только
силами учащихся, но и взрослые, если бы они были даже очень богатыми
людьми, не взялись бы за его реализацию. Но зато мы многому научились.
Так в 2004 году нами был реализован проект «Зеленый класс», в рамках
которого были озеленены все классные комнаты и кабинеты, в школе
появились редкие декоративные цветочные растения. Их образцы в этом году
были представлены на областном сете трудовых объединений.
В 2005 году школе не
было выделено никаких средств на ремонт, но учащиеся и педагоги не
отчаялись, а решили сделать его собственными силами.
Школа – мир, куда
ребенок приходит ещё совсем маленьким, приходит от мамы и папы, дедушки
и бабушки, которые его всячески оберегали от проблем общества, приходит
из мира раннего детства, где царят чудеса и волшебство, где по жизни его
сопровождают его сказочные друзья. Он входит в школу, дом знаний, в
новый неведомый им мир с радостным предчувствием чего-то необычного,
счастливого, прекрасного. Он ждет от этого нового мира чего-то такого же
волшебного и чудесного, как от сказки. И первая учительница кажется ему
доброй волшебницей, мамой, которая не обидит, которая поможет, поэтому
такой любовью и доверием светятся его глаза. Наверное, если ребенок не
разочаруется в своих ощущениях в первый год учебы, то мир знаний, приход
в школу станет для него желанным, а уроки не будут мучением, которое
тянется 45 минут.
Действительно, учителя
делают очень много для того, чтобы ребенок чувствовал себя в школе
комфортно, и не только в первый год учебы, чтобы он считал школу своим
вторым домом, где его поймут, выслушают, помогут обрести уверенность в
себе и принять правильное решение. Но задумывался ли кто-нибудь и
когда-нибудь, почему в детских поликлиниках, в коридорах и кабинетах
врачей, на стенах нарисованы сказочные герои, а в шкафах стоят игрушки?
Да, правильно, чтобы малыш не плакал, чтобы он подсознательно
чувствовал, что человек в белом халате не причинит вреда, потому что он
знает и любит тех самых Буратино и Мальвину, Русалочку и Симбу, Карлсона
и Красную шапочку, которых любит и маленький человечек, пришедший на
прием к врачу. Малыш доверяет и верит ему. Так почему же в школе, где,
как уже говорилось выше, ребенок проводит большую часть своего детства,
нет на стенах тех, любимых им, сказочных героев? Почему он не может
отправиться в эту неведомую страну знаний, взяв с собой своих любимых
героев?
Из этих вопросов и
возникла идея первого проекта «Город Детства»: расписать стены рекреации
1 этажа, где расположены классы начальной школы, эпизодами из любимых
детских сказок, чтобы ребенок, так же как и врачу, верил взрослым,
которые окружают его в школе. Верил, что они не причинят ему вреда, что
они такие же добрые, как мама или бабушка, которые рассказывали совсем
недавно сказки, что они тоже верят в чудеса и волшебство, что они тоже,
пусть и большие, но все-таки чуть-чуть дети.
В школе, новой и
красивой, нет актового зала, кто-то и почему-то его не запланировал и не
построил. Организация и проведение небольших внеклассных мероприятий в
спортзале сводится иногда в фарс – никто и ничего не слышит, а в
полуподвале есть большая, светлая и теплая комната, которая в настоящее
время заставлена старой мебелью. Так возникла идея второго проекта -
создать «Комнату сказок», в которой малыши на переменах смогут поиграть,
посмотреть мультики, а после уроков здесь для них будут проводится
театрализованные представления, кроме того, здесь можно будет проводить
открытые интегрированные уроки, круглые столы и диспуты – ведь все всех
услышат!
Теперь перед нами
стоит третий, и самый сложный этап, третий проект «Комната-музей
«Культура и быт села Нижняя Ведуга».
Нами была очищена от
мусора одна из больших комнат полуподвала школы, на заработанные в
период летней практики деньги мы приобрели кирпич и благодаря помощи
Погорельских И.С., прадедушки одного из наших учеников выложили
настоящую русскую печь (правда, в несколько уменьшенном варианте).
Благодаря работе сводного уличного отряда «Русское былое» были собраны
некоторые экспонаты для музея, фотографии, грамоты, медали и ордена для
оформления экспозиций «Край наш песенный» (история сельского хора),
«История колхоза «Ведуга».
4. Обоснование необходимости и актуальности проекта.
Реализация этих
проектов позволит не только подарить радость младшим школьникам, но и
решить ряд других, не менее злободневных проблем.
В первую очередь это,
конечно же, привлечение к работе над проектом достаточного большого
количества учащихся, а следовательно, предупреждение таких асоциальных
норм жизни как ничегонеделание, употребление алкоголя и психоактивных
веществ, а отсюда и предупреждение правонарушений. Работа над проектом
позволяет учащемуся реализоваться как личности, утвердиться в мнении,
что его мнение, труд значимы и необходимы, что очень важно в эпоху
тотального подросткового суицида.
Наше село, находящееся
достаточно далеко от областного центра, не захлестнула проблема
наркомании в том объеме, в каком наркомания шествует по России, но
говорить о том, что этой проблемы в селе не существует совсем, было бы
глупо и нечестно. Наши подростки, как и любые другие, смотрят ТВ, имеют
доступ к Интернету, читают СМИ и прекрасно осведомлены о существовании
наркотиков. Окончив школу, они поступают в учебные заведения города
Воронежа, приезжают на выходные и каникулы домой и, конечно же, связь с
«цивилизацией» неизбежна, тем более что приобрести марихуану, как
выяснилось, не доставляет большого труда.
Педагогическим
коллективом уделяется большое внимание организации общественно-полезного
досуга учащихся. Так в школе работает 11 кружков различных направлений,
но подростки, особенно мальчики, составляют незначительный процент
(8,7%) от общего количества посещающих занятия дополнительного
образования. В последнее время, с приходом в школу нового учителя
физкультуры Скороходова С.В., значительно повысился статус занятий
спортом. Сейчас ребята занимаются волейболом, настольным теннисом,
вольной борьбой четыре дня в неделю. Спортзал доступен учащимся с 15.00
до 20.00. посещаемость подростками спортивных секций составляет 79% от
общего числа учащихся 7 – 11 классов. Но проблема здесь заключается в
том, что Сергей Валентинович живет в городе Воронеже, а в село приезжает
только на четыре дня: вторник – пятница. Таким образом, три остальных
дня в неделю мальчишки предоставлены сами себе, что может повлечь за
собой негативные последствия.
Из вышесказанного
следует, что работа по социальному проектированию, по реализации
проектов позволит уберечь учащихся школы от пагубного влияния улицы,
взрослой компании, бесцельного просмотра ТВ и компьютерных игр.
- Цели и задачи проекта.
Цель: через
создание «Комнаты – музея «Культура и быт села Нижняя Ведуга»» обратить
внимание местного сообщества на проблему детства, организацию досуга.
Задачи:
Привлечение широкого круга местного
сообщества к решению проблемы.
Поиск денежных средств.
Создание комнаты-музея «Культура и быт
села Нижняя Ведуга».
6. Описание проекта: стратегия и механизм
достижения поставленных целей.
Кадровое обеспечение проекта.
Мисанченко Н.П., руководитель
проекта, заместитель директора по ВР с детьми, высшая КК, обеспечивает
общее руководство реализацией проекта, отслеживает эффективность
проводимых мероприятий в рамках реализации проекта.
Каменева М.А., старшая вожатая,
первая КК, оказывает необходимую информационную поддержку проекта,
обеспечивает консультативную помощь по использованию компьютерной
техники, подготовки музыкальных номеров художественной самодеятельности.
Кодинцева В.Н. – учитель
начальных классов, 1КК, обеспечивает консультативную помощь по
экономическому обеспечению проекта и оформительской деятельности,
Киселева Т.Н. – учитель
начальных классов, 1 КК, оказывает необходимую помощь по организации
связей с общественностью, подготовке печатных материалов школьной
газеты.
Инициативная группа учащихся:
Скогорев Александр – Глава
Совета старшеклассников, учащийся 9 класса, лидер детской организации
«Звездопад»; обеспечивает своевременный сбор Актива школы, отслеживает
результативность связей с общественностью, анализирует экономическое
обеспечение реализации проекта.
Стахурлова Анастасия – бригадир
учебно-производственной бригады школы, учащаяся 8 класса; отвечает за
хозяйственную часть реализации проекта.
Ремизова Светлана –
руководитель отдела «Досуг» Совета старшеклассников, учащаяся 8 класса;
обеспечивает организацию и проведение творческих конкурсов в рамках
проекта, анализирует и подводит итоги; обеспечивает разработку сценария
благотворительного концерта, подготовку номеров художественной
самодеятельности.
Ливенцев Евгений – активный
участник общественной жизни школы, учащайся 8 класса, обеспечивает
непрерывную связь с общественностью, учащимися и педагогами школы,
отслеживает их мнение по ходу реализации проекта.
Киселева Наталья – главный
редактор школьной газеты «Собеседник»; обеспечивает своевременную
подготовку и выпуск номеров школьной газеты, отвечает за содержание всех
материалов, помещенных в газете о ходе подготовки и реализации проекта.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ.
Рабочий план осуществления проекта.
№ |
Наименование
мероприятия |
Сроки
|
Ответственный
|
1. |
Провести сбор
Актива школы по разработке стратегии реализации проекта. |
23.10.2006 |
Мисанченко Н.П.
Скогорев А. |
2. |
Провести опрос
учащихся 1 – 11 классов «Что следует сделать в школе, чтобы она
стала по-настоящему твоим вторым домом?».
Проанализировать результаты проекта и установить, является ли
поднятая инициативной группой проблема действительно значимой
для учащихся школы.
|
27.011 – 5.12.
2006 года |
Ливенцев Е. |
3. |
Изготовление
листовок с информацией о старте проекта. Выпуск номера газеты
«Собеседник». |
6.12 – 20.12
2006 г. |
Киселева Н. |
4. |
Провести
конкурс на лучшего художника-оформителя
|
17.12. 2006
года |
Ремизова С. |
5. |
Провести
экономический расчет необходимых средств на реализацию проекта. |
20.12. 2006
года |
Скогорев А.
Стахурлова А. |
6. |
Презентация
проекта на общешкольном родительском собрании |
25.12. 2006
года |
Ремизова С. |
7. |
Презентация
проекта за «Круглым столом» |
12.01. 2007
года |
Мисанченко Н.П.
Скогорев А. |
8. |
Провести сбор
Актива школы по составлению плана работы над реализацией проекта
|
13.01. 2007
года |
Скогорев А. |
9. |
Подготовить и
выпустить номер школьной газеты «Собеседник» с планом работы по
реализации проекта
|
15 – 17.01.
2007 года |
Киселева Н. |
10. |
Подготовить и
провести благотворительный концерт для родителей, спонсоров,
односельчан. |
20.01. 2007
года |
Ремизова С. |
11. |
Изготовить:
- экспозицию
«Край наш песенный»,
- экспозицию
«История колхоза «Ведуга»
- оформить
стенд «Великое слово – мама»
-занавески на
окна
- посадку
декоративных цветочных растений в плошки, которые затем будут
поставлены на подоконники
- рушники,
постель
- деревянную
утварь
-
этнографическую экспедицию
- произвести
необходимую уборку помещения после реализации проекта (по
необходимости). |
10.01 – 17.02.
2007 года
17.01 – 17.02.
2007 года
18.02 – 25.02.
2007 года
Декабрь 2006 –
март 2007
Ноябрь-декабрь
2006
Январь
28.11 – 20.01
15.12 – 25.12.
2006 года |
8 класс
7 класс
4-5 класс
Участники
кружка «Волшебные нити»
Участники
кружка
«Русские узоры»
Участники
кружка
«Резьба по
дереву»
СУО «Русское
былое» |
14. |
Подготовить и
выпустить номер школьной газеты «Собеседник» по итогам
реализации проекта.
|
25.11 2007 года |
Киселева Н. |
15. |
Презентация
проекта |
27.11. 2007
года |
Чернышова И. |
16. |
Подведение
итогов проекта |
28.11. 2007
года |
Скогорев А. |
8. Ожидаемые результаты.
Выпуск листовок с объявлением
о старте проекта – 40 шт.
Выпуск школьной газеты
«Собеседник» - 3 номера по 8 шт. – 24шт.
Выпуск объявлений о
проведении благотворительного концерта – 10 шт.
Выпуск пригласительных
билетов на концерт для предпринимателей и руководителей местного
сообщества – 8 шт.
Выпуск билетов на
благотворительный концерт – 60 шт.
Выпуск Почетных грамот за
участие в конкурсе детского рисунка и конкурсе на лучшего
художника-оформителя – 10 шт.
Посадка рассады декоративных
цветочных растений – 20 шт.
Оформить стендов – 6
Оформить экспозиций – 2
Оформить выставочных витрин –
6
Изготовить занавесок – 6
Соткать и связать половичков
и дорожек – 5
Деревянная столовая утварь –
14 предметов
Детская люлька – 1
Кукла - 2
Кровать – 1
Лавка – 4
Стол – 1
Рушники – 8
Скатерть – 1
Постель – 1
Костюмы национальные – 1
Собрать фонотеки «Ветераны
войны и труда», «Дети войны»
9. Механизм оценки результатов.
Опрос жителей села, диагностика
уровня воспитанности учащихся, анкетирование родителей и учащихся школы
удовлетворенностью организацией учебно-воспитательного процесса, работой
администрации, педагогического коллектива.
Оценивают результаты работы в
ходе реализации проекта директор школы Погорельских Г.М., председатель
общешкольного родительского комитета Пономарева Н.В., председатель
Попечительского Совета Спичкин Н.И.
Проект предполагается
реализовать до ноября 2007 года. Работа проводится в четко установленные
сроки. К реализации проекта привлечено 74% учащихся школы (128 человек)
от общего числа (179 человека). Проблемой, поднимаемой в проекте,
оказалось заинтересовано более 60 % местного сообщества. Собрано средств
– 3010 рублей, что составило 54% от необходимой суммы, остальные деньги
ребята выделили из собственных заработанных на сборе яблок денег.
В рамках реализации проекта
многие из нас узнали, как правильно рассчитать необходимое количество
краски для окрашивания определенной территории, познакомились с
правилами заполнения товарных чеков, узнали о документах отчетности за
использованные материальные средства. В ходе работы многие поняли, что
экономия – это залог успеха.
Можно говорить и достижении
высоких показателей в решении одной из задач проекта, а именно
предупреждение ассоциативного поведения подростков. В течение двух
месяцев ребята в свободное от учебы и занятий в кружках занимались
общественно-полезной деятельностью в рамках реализации проекта, выполняя
различные поручения. Не было выявлено ни одного случая, когда кто-нибудь
из школьников отказался от поручения, пусть даже самого маленького и не
очень почетного. Ребята сами убирали за собой мусор, оттирали полы, если
не аккуратно использовали краску, мыли подоконники, подготавливали
панели для покраски и т.д. Очень радовались мы первому своему успеху,
когда собрали необходимую сумму денег.
На данном этапе реализации
проекта к его осуществлению привлечено 16 бабушек и 7 дедушек нашего
села. Очень отрадно было видеть благодарность в их глазах за то, что их
знания, умения оказались востребованными, они вновь почувствовали себя
значимыми, нужными.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта.
- Проведение
этнографических экспедиций в летний период по собиранию и изучению
культурного наследия села.
- Работа кружков народных
промыслов под руководством жителей села пенсионного возраста.
- Организация кружков
народных промыслов по месту жительства.
- Возрождение народных
обычаев, проведение сельских обрядовых праздников.
- Проведение на базе
комнаты-музея уроков и внеклассных мероприятий по тематике обрядов,
культуре русского человека.
11. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
- Круглогодичная досуговая
занятость школьников, особенно подростков.
- Возрождение народных
обычаев, упор на духовно-нравственное воспитание.
- Возрождение традиций
семейного воспитания и образование.
- Организация досуга по
месту жительства.
- Обеспечение активной,
полноценной, социально значимой жизни людям пенсионного возраста.
- Отсутствие
бродяжничества, преступности, употребления алкоголя и ПАВ
подростками.
- Бережное отношение к
родителям, людям старшего поколения.
|